ЭЛЕКТРОННАЯ ЛИЦЕНЗИЯ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1. Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, научным специальностям (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

Лицензии на осуществление образовательной деятельности, выданные до 28.06.2019 органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими переданные полномочия в сфере образования, действуют до наступления случаев переоформления, прекращения действия или аннулирования.

3. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом – федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в соответствии с полномочиями, установленными статьями 6 и 7 настоящего Федерального закона. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, при лицензировании образовательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность и имеющей расположенные в других субъектах Российской Федерации филиалы, организует осуществление лицензирования образовательной деятельности в таких филиалах во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, на территориях которых находятся соответствующие филиалы организации, осуществляющей образовательную деятельность.

(в ред. Федеральных законов от 17.06.2019 N 140-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

4. В соответствующую запись в реестре лицензий на осуществление образовательной деятельности по каждому лицензиату включаются сведения о видах образования, об уровнях образования (в отношении профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки, научных специальностях и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также об адресах мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения, мест осуществления образовательной деятельности при использовании сетевой формы реализации образовательных программ, мест проведения практики, практической подготовки обучающихся, государственной итоговой аттестации, и иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сведения по каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, также включаются в соответствующую запись в реестре лицензий на осуществление образовательной деятельности с указанием наименования и места нахождения такого филиала.

(в ред. Федеральных законов от 27.12.2019 N 478-ФЗ, от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

5. Внесение изменений в реестр лицензий наряду с установленными законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности случаями осуществляется лицензирующим органом в случае:

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

1) реорганизации юридических лиц в форме присоединения при наличии лицензии у присоединяемого юридического лица;

2) реорганизации юридических лиц в форме их слияния при наличии лицензии у одного реорганизованного юридического лица или лицензий у нескольких реорганизованных юридических лиц.

6. Утратил силу с 1 января 2021 года. – Федеральный закон от 27.12.2019 N 478-ФЗ.

7. При реорганизации организации, осуществляющей образовательную деятельность, в форме присоединения к ней другой организации, осуществляющей образовательную деятельность, внесение изменений в реестр лицензий осуществляется на основании лицензий таких организаций.

8. В целях обеспечения осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей образовательную деятельность и возникшей в результате реорганизации лицензиата в форме разделения или выделения, лицензирующий орган предоставляет такой организации временную лицензию в соответствии с лицензией реорганизованного лицензиата. Срок действия временной лицензии составляет один год.

9. Заявление о предоставлении временной лицензии на осуществление образовательной деятельности и прилагаемые к нему документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, могут быть направлены в лицензирующий орган в форме электронных документов (пакета электронных документов) с использованием федеральной государственной информационной системы “Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме” не позднее чем через пятнадцать рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц. Соискатель лицензии вправе представить указанные заявление и документы в лицензирующий орган или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, если соответствующая услуга предоставляется через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, на бумажном носителе непосредственно или направить заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

(часть 9 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ)

10. Принятие лицензирующим органом решения о предоставлении временной лицензии осуществляется в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня приема заявления соискателя лицензии о предоставлении временной лицензии и прилагаемых к нему документов.

11. Форма заявления о предоставлении временной лицензии, а также перечень и формы документов, прилагаемых к нему, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.

12. Лицензирующий орган принимает решение о возврате соискателю лицензии или лицензиату заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата наряду с установленными законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности случаями при наличии одного из следующих оснований:

1) лицензирование образовательной деятельности соискателя лицензии или лицензиата в соответствии с настоящим Федеральным законом не отнесено к компетенции лицензирующего органа;

2) для лицензирования заявлена образовательная деятельность по образовательным программам, которые соискатель лицензии или лицензиат в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе реализовывать;

3) наличие в соответствии с положением о лицензировании образовательной деятельности у лицензиата неисполненного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 500-ФЗ)

13. Лицензирование образовательной деятельности образовательных организаций, учредителями которых являются религиозные организации, осуществляется по представлениям соответствующих религиозных организаций (в случае, если такие религиозные организации входят в структуру централизованных религиозных организаций, по представлениям соответствующих централизованных религиозных организаций). При лицензировании образовательной деятельности духовных образовательных организаций представляются сведения о квалификации педагогических работников, имеющих богословские степени и богословские звания.

14. Министерство иностранных дел Российской Федерации осуществляет сбор и передачу в лицензирующий орган заявлений загранучреждений Министерства иностранных дел Российской Федерации как соискателей лицензии или лицензиатов о предоставлении или внесении изменений в реестр лицензий и прилагаемых к таким заявлениям документов.

15. Лицензионные требования и условия, установленные в положении о лицензировании образовательной деятельности, должны учитывать особенности:

1) подтверждения законных оснований пользования духовными образовательными организациями помещениями, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также образовательного ценза педагогических работников этих организаций;

2) требований к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям и территориям загранучреждений Министерства иностранных дел Российской Федерации, где осуществляется образовательная деятельность, а также к организации в них образовательной деятельности;

3) осуществления образовательной деятельности посредством использования сетевой формы реализации образовательных программ;

4) осуществления образовательной деятельности при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

(п. 4 в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

5) требований к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, используемым при проведении практической подготовки обучающихся.

(п. 5 введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 403-ФЗ)

С 01.03.2024 ч. 15 ст. 91 дополняется п. 6 (ФЗ от 13.06.2023 N 219-ФЗ). См. будущую редакцию.

В ч. 16 ст. 91 слова “, по выработке государственной политики в сфере миграции, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия их незаконному обороту” (отсутствуют в данном пункте) исключены (ФЗ от 03.07.2016 N 305-ФЗ).

16. Особенности лицензирования образовательной деятельности образовательных организаций, которые реализуют образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, и находятся в ведении федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обороны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, по выработке государственной политики в сфере миграции, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия их незаконному обороту, иных образовательных организаций, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, определяются положением о лицензировании образовательной деятельности.

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 13.06.2023 N 229-ФЗ)

Лицензия на образовательную деятельность

Редактор: Алина Соломенникова

Рассказываем, когда нужна лицензия, почему она так важна и как проверить ее наличие

Евгений Бельский

В этой статье

Чтобы учить людей, бизнесу может потребоваться лицензия, но не всегда. Одна школа может законно работать без лицензии, а другая получит штраф. Разобрались, когда не обойтись без образовательной лицензии и как ее получить.

Мы изучили закон об образовании, постановление о лицензировании и судебную практику. Формулировки в законе не дают однозначных критериев лицензирования и потому на практике трактуются в суде по-разному, поэтому в спорных ситуациях рекомендуем проконсультироваться с профильным юристом. Он изучит модель вашего бизнеса и на опыте похожих компаний поможет понять, нужна ли вам лицензия.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности подтверждает, что государство проверило бизнес и убедилось в его безопасности для людей. Лицензию нужно получить всем ИП и компаниям, которые занимаются обучением и соответствуют критериям — они перечислены в положении о лицензировании образовательной деятельности. Подробно о них расскажем дальше.

500 студентов учатся столярному мастерству на старых станках с некомпетентными педагогами. Студенты рискуют получить травмы во время учебы. А само обучение не дает нужных навыков для работы на производствах с современными станками. В результате заведение выпускает 500 плохо подготовленных специалистов. Им трудно найти работу, а на предприятиях города по-прежнему нехватка кадров.

Лицензия подтверждает, что государство проверило образовательный бизнес и убедилось в его безопасности для людей. Лицензию нужно получить всем ИП и компаниям, кто занимается обучением и соответствуют критериям для лицензирования — они перечислены в положении о лицензировании образовательной деятельности. Подробно о них расскажем дальше.

Образовательная деятельность — это обучение по программе. Такое определение дает закон. Программа включает список дисциплин с количеством часов для изучения, расписание занятий, содержание тем и критерии для оценки знаний. Если бизнес обучает по программе и выдает документ об образовании, ему точно нужна лицензия.

Например, есть программы дошкольного образования. Там описывают план занятий для детей в детских садах и развивающих центрах. Программы высшего образования составляют для обучения студентов. Автошколы обучают по программам профессиональной подготовки.

В положении о лицензировании перечислены все программы, для обучения по которым нужна лицензия. Всего их 20, среди них программы дошкольного образования, программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки, дополнительные общеразвивающие программы. Полный список в перечне.

Общие требования для образовательного бизнеса такие:

Для онлайн-обучения арендовать помещение и проходить проверку санэпидемстанции не нужно.

Конкретные требования зависят от образовательной программы. К примеру, для курсов обучения бухгалтеров работе в 1С бизнес должен арендовать помещение, поставить столы, стулья и компьютеры. Для автошколы требования совсем другие — кроме аудитории для изучения теории нужны учебные автомобили и площадка для отработки маневров.

Требования к образовательным программам перечислены в положении о лицензировании. Формулировки не всегда прозрачны, поэтому лучше проконсультироваться с профильным юристом, чтобы узнать, как подготовиться к получению лицензии.

Лицензия нужна всем компаниям и ИП, чей бизнес подпадает сразу под все критерии образовательной деятельности:

Эти условия почти полностью повторяют требования, которые государство предъявляет к образовательному бизнесу. Чем больше модель бизнеса соответствует этим требованиям, тем больше вероятность, что для работы потребуется лицензия.

Программа. Бизнес сам разрабатывает программу или приобретает готовую, если работает по франшизе. Программа должна включать пояснительную записку, описание и содержание курсов, график изучения тем и результаты после изучения курса.

Документ об образовании. Его выдают ученикам по итогам аттестации. Документ подтверждает, что ученик сдал экзамен и освоил программу. Прописано, какую программу за сколько часов освоил и какие дисциплины. Речь не только про документы государственного образца. Это касается и сертификатов, которые школы и учебные центры составляют сами и выдают по итогам экзаменов.

Преподаватели в штате. Преподавателем считается любой сотрудник, у кого есть опыт и стаж работы в сфере, которой он обучает. К примеру, парикмахер может преподавать на курсах парикмахерского искусства, а вот в автошколе — нет.

Это условие действует для преподавателей, которые работают по трудовому договору и договору ГПХ. Если ИП обучает сам и не нанимает других преподавателей, лицензия не нужна.

Алгоритм, по которому ИП в сфере образования может понять, нужно ли получать лицензию

Также не нужна лицензия самозанятому, если он не выдает документ об образовании и учит без программы.

Под критерии лицензирования точно подпадают частные и государственные детские сады, школы, колледжи, училища и вузы, а также курсы профессиональной переподготовки, повышения квалификации и дополнительного образования, автошколы.

Компании и ИП могут обучать без лицензии в нескольких случаях:

Если бизнес обучает без программы и не выдает документы об образовании, лицензия тоже не нужна.

Кажется, что все просто. Есть критерии, и если им соответствуешь, вопросов от государства не будет. Но так происходит не всегда.

У бизнеса могут найти признаки образовательной деятельности: расписание занятий, собственные методички и рабочие тетради, сотрудники, оформленные по трудовой как педагоги, и другие. Тогда бизнес могут оштрафовать и обяжут получить лицензию. Поводом для проверки может стать жалоба клиентов или конкурентов в Рособрнадзор.

Сравним два судебных дела. Случаи похожи: предприниматель готовит детей к школе, лицензии нет.

В первом случае суд встал на сторону ИП.

Вести курсы без лицензии можно 👍

Ситуация. И П Анастасия открыла курсы по подготовке к школе. Занятия шли в группах каждую неделю. В помощь пригласила Марию, тоже ИП. Предприниматели работали без образовательной лицензии. Родители пожаловались на них в прокуратуру, и та начала проверку.

Аргументы. Прокуратура не смогла доказать, что обучение на курсах подходит к определению «образовательная программа»: занятия проходят не по графику, а по запросу родителей, по итогам курсов документа об образовании она не выдает.

Решение. Суд выяснил, что Анастасия ищет помещения для занятий, проводит психологические тренинги и консультирует родителей, а Мария занимается репетиторством по учебным программам дошкольного образования.

Что решил суд. И П занимались консультационными услугами и репетиторством, а не образовательной деятельностью. Лицензия им не нужна. Все законно.

Дело № А23-8784/2020

Во втором похожем случае ИП оштрафовали и обязали получить образовательную лицензию.

Вести курсы без лицензии нельзя 😠

Ситуация. И П Вера открыла клуб детского развития. В клубе есть занятия с логопедом, курсы английского и подготовка к школе. Лицензии у нее нет.

Аргументы. Адвокат Веры настаивал, что детский клуб оказывает услуги по дневному уходу за детьми с организацией их досуга без реализации образовательных программ. Лицензия не нужна.

Позиция прокуратуры. В работе ИП нашли признаки образовательной деятельности:

Решение. И П работает незаконно: работа клуба соответствует образовательной деятельности, а значит, должна лицензироваться. Суд назначил штраф 4000 ₽, но заменил на предупреждение. Чтобы продолжить работу, Вера должна получить лицензию.

Дело № А62-8518/2020

Примеры показывают, что при похожих моделях бизнеса у одних получится работать без лицензии, у других — нет. Поэтому прежде чем начать свое дело в образовательной сфере, стоит подстраховаться и проконсультироваться с профильным юристом.

Лицензию выдает Рособрнадзор или региональные ведомства по контролю образования. Узнать, кто именно выдает в вашем регионе, можно на сайте госуслуг.

Введите «лицензирование образовательной деятельности» в поиске

Убедитесь, что регион указан верно.

На странице услуги указано лицензирующее ведомство

Нажмите на блок с названием ведомства. Вы перейдете на страницу с его адресом и контактами.

В разделе можно узнать режим работы ведомства и реквизиты для уплаты госпошлины

Все лицензии попадают в реестр. Если Роспотребнадзор или Рособрнадзор захочет проверить бизнес, он будет сверять данные с реестром.

Компаниям или ИП нужно заполнить заявление, собрать документы и уплатить госпошлину. Затем — отправить все в Рособрнадзор или региональное ведомство в бумажном или электронном формате.

Заполнить заявление. Оно может быть бумажным или электронным. Удобнее его заполнить на сайте госуслуг.

В Удмуртии нельзя подать документы на образовательную лицензию в онлайне, только лично или почтой

Если вы подаете заявление в электронном формате — на сайте госуслуг или через систему электронного документооборота, — заполнять бумажный шаблон не нужно.

Собрать документы. Точный список можно найти на сайте госуслуг или в положении о лицензировании образовательной деятельности. Некоторые копии документов нужно заверить нотариально, об этом будет написано в списке.

Уплатить госпошлину. Госпошлина для ИП и ООО одинаковая — 7500 ₽. Заплатить нужно по реквизитам Рособрнадзора в вашем регионе. Сделать это можно через онлайн-банк, на Госуслугах или в отделении банка. Реквизиты для оплаты указаны на сайте госуслуг.

Реквизиты указаны в разделе «Стоимость и порядок оплаты»

Подать документы. Заявление и документы можно подать по почте, лично, через Госуслуги или систему электронного документооборота.

Документы можно отправить по почте или принести лично по адресу Рособрнадзора в вашем регионе. Если отправляете почтой, отправку нужно оформить заказным письмом с уведомлением о вручении. Если подаете лично, вам выдадут копию описи с отметкой о дате приема. Так ведомство подтверждает: вы подали документы, и ведомство их приняло.

Для подачи через Госуслуги или систему электронного документооборота потребуется квалифицированная электронная подпись.

После подачи документов у ведомства есть три дня, чтобы проверить, все ли бумаги вы собрали и верно ли они заполнены. Если есть ошибки, ведомство возвращает документы и дает 30 дней, чтобы собрать недостающие документы или заполнить их правильно.

Если все в порядке, заявление регистрируют и начинают проверку. В течение 45 дней после регистрации заявления ведомство проверяет, соответствует ли бизнес лицензионным требованиям, и решает, давать лицензию или нет.

Во время проверки Рособрнадзор или региональное ведомство по образованию изучает документы. Если бизнес работает в офлайне, инспекторы могут выехать в офис, чтобы проверить помещение и оборудование.

Если лицензия выдана, компания или ИП получает уведомление о выдаче — по почте, если подавали в бумажном формате, в личном кабинете, если подавали через Госуслуги или через систему электронного документооборота. Если ведомство отказало в выдаче лицензии, ИП или компания тоже получит об этом уведомление.

Все действующие лицензии попадают в реестр образовательных лицензий на сайте Рособрнадзора. Проверить наличие лицензии на образовательную деятельность у компании или ИП может любой желающий. Данные реестра открыты и обновляются ежедневно.

Заполнять форму полностью не обязательно, можно ввести только часть данных — ИНН, ОГРН или название

Выданная лицензия бессрочна, в большинстве случаев ее не нужно переоформлять, если у бизнеса произошли изменения, но иногда это необходимо.

Не нужно переоформлять лицензию. Соответствующее заявление не нужно подавать, если:

Нужно переоформить лицензию. Компания или ИП должны подать заявление на внесение изменений, если:

Компания или ИП могут продолжать работать до внесения изменений в реестр лицензий по заявлению во всех случаях, кроме:

Способы подачи такие же, как и при подаче заявления на получение лицензии об образовательной деятельности: лично, по почте, на сайте госуслуг и через систему электронного документооборота.

Нужно заполнить заявление и предоставить документы — их будет меньше, чем при первичном получении лицензии. Список документов тоже есть на сайте госуслуг.

В разных регионах список документов может различаться

За переоформление ИП или компания платит госпошлину:

Решение о выдаче переоформленной лицензии Рособрнадзор примет в течение 10 дней после приема документов.

Чтобы проверить, что бизнес соответствует требованиям, Рособрнадзор или региональное управление образования проводит проверки при получении лицензии или ее переоформлении. Плановых проверок в 2023 году нет, а внеплановые приостановили до конца 2023 года.

Плановые проверки проходят через год после выдачи лицензии и потом раз в три года, внеплановые — в любое время. Причиной внеплановой проверки может стать жалоба ученика.

Если ведомство находит нарушения, оно выписывает предписание со списком недочетов и сроками, когда их нужно устранить. Если компания или ИП их не устранит, ведомство подает заявление в суд, а тот может отозвать лицензию. Работать без нее бизнес не сможет.

За работу без лицензии бизнес получит штраф. На размер штрафа влияет доход бизнеса и возможный ущерб. Например, во время занятия по ювелирному делу ученик сломал палец из-за неисправного станка — это ущерб. Сумму ущерба оценивает суд.

Уголовную ответственность несут только ИП и руководители ООО. Сама компания может получить только административный штраф.