ЕГЭ ПО РУССКОМУ ОНЛАЙН

Единый государственный экзамен 2023 г.

РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс

Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки,

без пробелов, запятых и других дополнительных символов

. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска в четвёртом

предложении текста. Запишите это вводное слово.

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.

Укажите цифру(ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

В приотворё

ую дверь виднелось всё хозяйство Тараса: ружьё на стене, несколько горшков на печке, сундучок под некраше

ой лавкой, развеша

ые снасти.

Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Открылась

наполовину застеклённая

и

на эту же половину занавешенная тканью

дверь, и

пройдя по выбеленному солнцем

паркету

в комнату вошёл мужчина с корзиной

несколько привядших за короткий путь с рынка

цветов.

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Охрани

Провидение

своим махом шагреневым,пощади её хижину –мою мать – Вознесенскую Антонину Сергеевну,урождённую Пастушихину. Воробьишко серебряно пусть в окно постучится:«Добрый день

Антонина Сергеевна

урождённая Пастушихина!»Дал

отец

ей фамилию, чтоб укутать от Времени. Её беды помиловали, да не все

к сожалению.

Заповедники образуются, как правило, на тех территориях

природа

которых наименее

была затронута человеком

и

где встречаются уникальные или редкие виды флоры и фауны.

Он только чувствовал

что поза у него была неестественная, напряжённая

и

что

поэтому офицеры

которые умеют держаться в седле

должны нравиться Манюне больше, чем он.

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

Народное искусство – фундамент, на котором выросло здание мировой художественной культуры.

Оно зародилось в глубокой древности и поначалу вовсе не осознавалось как искусство.

Просто люди делали необходимые им в быту вещи, создавая, как мы сейчас говорим, предметную среду: традиционное оформление жилища, костюм, бытовую утварь, орудия труда и боевое оружие.

Коллективность творчества – характерная черта народного искусства.

Ведь за каждой вещью – будь то резная прялка или вышитой полотенце, расписная ложка или тканая скатерть – талант, труд и единодушие многих людей, в идеале – целого народа!

И красота тоже взята из этого источника.

И конечно, от родной природы, у которой мастер учится неустанно.

И краски у неё берёт, и ритмы, и формы – вспомнить хотя бы типичные для русского Севера ковши в форме плывущей птицы.

Прочитайте текст и выполните задания 22–26.

Я не люблю определений и часто не готов к ним.

Но я могу указать на некоторые различия между совестью и честью.

Между совестью и честью есть одно существенное различие.

Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются.

Совесть «грызёт».

Совесть не бывает ложной.

Она бывает приглушённой или слишком преувеличенной (крайне редко).

Но представления о чести бывают совершенно ложными, и эти ложные представления наносят колоссальный ущерб обществу.

Я имею в виду то, что называется «честью мундира».

У нас исчезло такое несвойственное нашему обществу явление, как понятие дворянской чести, но «честь мундира» остаётся тяжёлым грузом.

Точно человек умер, а остался только мундир, с которого сняты ордена.

И внутри которого уже не бьётся совестливое сердце.

«Честь мундира» заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, бороться с охраняющими памятники обществами («наша стройка важнее») и т.д.

Примеров подобного отстаивания «чести мундира» можно привести много.

Честь истинная – всегда в соответствии с совестью.

Честь ложная – мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее, «чиновничьей») души.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Из предложений 13–16 выпишите слово со значением: «что-то обманчивое, призрачное, кажущееся».

Среди предложений 1–9 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью сочинительного союза и лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки,

. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

«В своей статье Д. С. Лихачёв говорит о вполне конкретных понятиях – совести и чести. Размышляя о них, он использует различные средства. Например, (А) __________(«совестью очищаются» в предложении 4, «честь ложная – мираж в пустыне» в предложении 16). Выразительность тексту придаёт синтаксис, Лихачёв прибегает к (Б)__________ в предложениях 11-12, (В)__________ в предложениях 15-16 и (Г)__________ в предложения 4-6».

2023—2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

ЕГЭ по рус­ско­му языку 23.03.2023. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант ФИПИ.

ЕГЭ по рус­ско­му языку 23.03.2023. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант.

Задания повышенной трудности на ЕГЭ−2023 (весна−лето). Вариант.

2021—2022 УЧЕБ­НЫЙ ГОД

ЕГЭ по рус­ско­му языку 24.03.2022. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант ФИПИ.

2020—2021 УЧЕБ­НЫЙ ГОД

ЕГЭ по рус­ско­му языку 25.03.2021. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант ФИПИ.

ЕГЭ по рус­ско­му языку 03.06.2021. Ос­нов­ная волна. Ва­ри­ант.

2019—2020 УЧЕБ­НЫЙ ГОД

ЕГЭ по рус­ско­му языку. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 1.

ЕГЭ по рус­ско­му языку. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 2.

2018—2019 УЧЕБ­НЫЙ ГОД

ЕГЭ по рус­ско­му языку 22.03.2019. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант ФИПИ.

2017—2018 УЧЕБ­НЫЙ ГОД

ЕГЭ по рус­ско­му языку 23.03.2018. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант ФИПИ.

2016—2017 УЧЕБ­НЫЙ ГОД

ЕГЭ по рус­ско­му языку 27.03.2017. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант.

2015—2016 УЧЕБ­НЫЙ ГОД

ЕГЭ по рус­ско­му языку 30.03.2015. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант ФИПИ.

ЕГЭ по рус­ско­му языку 25.03.2016. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант ФИПИ.

ЕГЭ по рус­ско­му языку 30.05.2016. Ос­нов­ная волна. Ва­ри­ант 52 (Со­чи­не­ние).

ЕГЭ по рус­ско­му языку 30.05.2016. Ос­нов­ная волна. Ва­ри­ант 61 (Со­чи­не­ние).

ЕГЭ по рус­ско­му языку 30.05.2016. Ос­нов­ная волна. Ва­ри­ант 74 (Со­чи­не­ние).

ЕГЭ по рус­ско­му языку 30.05.2016. Ос­нов­ная волна. Ва­ри­ант 77 (Со­чи­не­ние).

2014—2015 УЧЕБ­НЫЙ ГОД

При вы­пол­не­нии за­да­ний с крат­ким от­ве­том впи­ши­те в поле для от­ве­та цифру, ко­то­рая со­от­вет­ству­ет но­ме­ру пра­виль­но­го от­ве­та, или число, слово, по­сле­до­ва­тель­ность букв (слов) или цифр. Ответ сле­ду­ет за­пи­сы­вать без про­бе­лов и каких-либо до­пол­ни­тель­ных сим­во­лов.

Если ва­ри­ант задан учи­те­лем, вы мо­же­те впи­сать или за­гру­зить в си­сте­му от­ве­ты к за­да­ни­ям с раз­вер­ну­тым от­ве­том. Учи­тель уви­дит ре­зуль­та­ты вы­пол­не­ния за­да­ний с крат­ким от­ве­том и смо­жет оце­нить за­гру­жен­ные от­ве­ты к за­да­ни­ям с раз­вер­ну­тым от­ве­том. Вы­став­лен­ные учи­те­лем баллы отоб­ра­зят­ся в вашей ста­ти­сти­ке.

Версия для печати и копирования в MS Word

Са­мо­сто­я­тель­но под­бе­ри­те опре­де­ли­тель­ное ме­сто­име­ние, ко­то­рое долж­но сто­ять на месте про­пус­ка в тре­тьем пред­ло­же­нии тек­ста. За­пи­ши­те это ме­сто­име­ние.

В тек­сте вы­де­ле­но пять слов. Ука­жи­те ва­ри­ан­ты от­ве­тов, в ко­то­рых лек­си­че­ское зна­че­ние вы­де­лен­но­го слова со­от­вет­ству­ет его зна­че­нию в дан­ном тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра от­ве­тов.

1)  ЖИВОЙ. Лёгкий, за­ни­ма­тель­ный, вы­ра­зи­тель­ный. Живое из­ло­же­ние.

2)  СРЕДА. Окру­жа­ю­щие со­ци­аль­но-бы­то­вые усло­вия, об­ста­нов­ка. Из ра­бо­чей среды.

3)  МИ­РИТЬ­СЯ. Тер­пи­мо от­но­сить­ся к чему-ни­будь. Ми­рить­ся с не­удоб­ства­ми.

4)  ОС­НО­ВА. Ис­точ­ник; глав­ное, на чём стро­ит­ся что-ни­будь, что яв­ля­ет­ся сущ­но­стью чего-ни­будь. Эко­но­ми­че­ская ос­но­ва об­ще­ства.

5)  КЛЮЧ. Ме­тал­ли­че­ский стер­жень с осо­бой ком­би­на­ци­ей вы­ре­зов для от­пи­ра­ния и за­пи­ра­ния замка. От­крыть дверь клю­чом.

Ука­жи­те ва­ри­ан­ты от­ве­тов, в ко­то­рых даны вер­ные ха­рак­те­ри­сти­ки фраг­мен­та тек­ста. За­пи­ши­те но­ме­ра этих от­ве­тов.

1)  На­ря­ду с об­ще­упо­тре­би­тель­ной лек­си­кой в тек­сте ис­поль­зу­ют­ся тер­ми­ны (эко­ло­гия, аг­ро­эко­ло­гия, гид­ро­эко­ло­гия и др.), те­ма­ти­че­ская груп­па слов, от­ра­жа­ю­щая про­бле­ма­ти­ку тек­ста (куль­ту­ра, при­ро­да, цен­но­сти, па­мят­ни­ки, ис­то­ри­че­ский этап, ли­те­ра­тур­ный язык, нация, па­мять, ду­хов­ный мир и др.).

3)  Текст со­дер­жит грам­ма­ти­че­ские осо­бен­но­сти, ха­рак­тер­ные для пись­мен­ной речи: от­гла­голь­ные су­ще­стви­тель­ные (вза­и­мо­дей­ствие, вклад, утра­ты, раз­ли­чие, до­сти­же­ния и др.), кон­струк­ции с су­ще­стви­тель­ны­ми в ро­ди­тель­ном па­де­же (между эко­ло­ги­ей при­ро­ды и эко­ло­ги­ей куль­ту­ры, сви­де­тель­ством уров­ня ду­хов­но­го раз­ви­тия на­ро­да, к по­ни­ма­нию ду­хов­но­го мира и др.).

4)  Вы­ра­зи­тель­ность тек­ста обес­пе­чи­ва­ет­ся син­так­си­че­ски­ми сред­ства­ми, среди ко­то­рых  — ряды од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния, ин­вер­сия, ввод­ные слова.

5)  Текст от­но­сит­ся к на­уч­но­му стилю речи, так как ос­нов­ные цели ав­то­ра  — со­об­щить ин­фор­ма­цию, име­ю­щую прак­ти­че­ское зна­че­ние, дать чёткие ин­струк­ции.

Ука­жи­те ва­ри­ан­ты от­ве­тов, в ко­то­рых верно вы­де­ле­на буква, обо­зна­ча­ю­щая удар­ный глас­ный звук. За­пи­ши­те но­ме­ра от­ве­тов.

В одном из при­ведённых ниже пред­ло­же­ний НЕ­ВЕР­НО упо­треб­ле­но вы­де­лен­ное слово. Ис­правь­те лек­си­че­скую ошиб­ку, по­до­брав к вы­де­лен­но­му слову па­ро­ним. За­пи­ши­те по­до­бран­ное слово.

Самый обыч­ный обед можно пре­вра­тить в ПРАЗД­НЫЙ, если пра­виль­но укра­сить стол.

Пред­ва­ри­тель­ное изу­че­ние ЛЕ­ДО­ВОЙ об­ста­нов­ки в се­вер­ных морях по­мо­га­ет из­бе­жать мно­гих про­блем в рай­о­не Край­не­го Се­ве­ра.

За годы пре­бы­ва­ния в Ита­лии ком­по­зи­тор со­здал ряд опер­ных про­из­ве­де­ний, имев­ших у ПРИ­ЗНА­ТЕЛЬ­НЫХ слу­ша­те­лей боль­шой успех.

ОТ­БО­РОЧ­НЫЙ тур чем­пи­о­на­та Ев­ро­пы по фут­бо­лу прошёл в сто­ли­це Ве­ли­ко­бри­та­нии  — ро­ди­не этого вида спор­та.

В ПРО­ДУК­ТО­ВОЙ кор­зи­не жи­те­ля со­вре­мен­но­го ме­га­по­ли­са обя­за­тель­но долж­ны быть овощи и фрук­ты.

От­ре­дак­ти­руй­те пред­ло­же­ние: ис­правь­те лек­си­че­скую ошиб­ку, ис­клю­чив лиш­нее слово. Вы­пи­ши­те это слово.

Посев семян хвой­ных пород не­об­хо­ди­мо про­во­дить в очень оп­ти­маль­ные сроки, когда почва влаж­ная и тем­пе­ра­ту­ра её верх­них слоёв до­сти­га­ет 6−8 °С  — для кедра и 8−10 °С  — для ели и пихты.

В одном из вы­де­лен­ных ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в об­ра­зо­ва­нии формы слова. Ис­правь­те ошиб­ку и за­пи­ши­те слово пра­виль­но.

у наших ВОРОТ

нет ПОЛ­ТО­РАС­ТА руб­лей

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми и пред­ло­же­ни­я­ми, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

А)  не­пра­виль­ное упо­треб­ле­ние па­деж­ной формы су­ще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом

Б)  не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ния с кос­вен­ной речью

В)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

Г)  не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том

Д)  ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми

1)  Сразу по при­ез­де в гу­берн­ский город Чи­чи­ков по­пы­тал­ся уста­но­вить де­ло­вые связи с мест­ны­ми чи­нов­ни­ка­ми.

2)  Воз­вра­ща­ясь в род­ные места, мне вспом­ни­лись дет­ские впе­чат­ле­ния от впер­вые уви­ден­ной грозы.

3)  Через не­де­лю после вен­ча­ния А. С. Пуш­кин со­об­ща­ет другу П. А. Плетнёву, что «я женат и счаст­лив».

4)  Уста­но­вить на­прав­ле­ние дви­же­ния древ­них ма­те­ри­ко­вых оле­де­не­ний можно бла­го­да­ря изу­че­ния со­ста­ва и стро­е­ния ва­лу­нов — об­ка­тан­ных и слег­ка за­круглённых кам­ней.

5)  Слова, по мне­нию Пла­то­на, ли­ше­ны ис­то­ри­че­ско­го раз­ви­тия и яв­ля­ют­ся ре­зуль­та­том по­ста­нов­ле­ния «за­ко­но­да­те­лей», ко­то­рые раз и на­все­гда опре­де­ли­ли как зву­ча­ние, так и зна­че­ние слов в языке.

6)  Сверх­про­вод­ни­ки — это ма­те­ри­а­лы, не име­ю­щие элек­три­че­ско­го со­про­тив­ле­ния при силь­ном охла­жде­нии, по­это­му плот­ность элек­три­че­ско­го тока, про­те­ка­ю­ще­го по та­ко­му ма­те­ри­а­лу, может до­сти­гать ги­гант­ских зна­че­ний.

7)  Если про­ве­сти опрос среди молодёжи, то можно убе­дить­ся в том, что се­год­ня мо­ло­дые люди вос­при­ни­ма­ют и ду­ма­ют о жизни иначе, чем преды­ду­щие по­ко­ле­ния.

8)  В пьесе А. П. Че­хо­ва «Вишнёвом саде» мысли о бу­ду­щем Рос­сии наи­бо­лее полно вы­ра­же­ны в мо­но­ло­гах Пети Тро­фи­мо­ва, мо­ло­до­го ин­тел­ли­ген­та, жизнь ко­то­ро­го полна труда и ли­ше­ний.

9)  Бла­го­да­ря ком­мен­та­ри­ям Ю. М. Лот­ма­на к «Ев­ге­нию Оне­ги­ну» каж­дый чи­та­тель лучше по­ни­ма­ет эпоху А. С. Пуш­ки­на.

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

Ука­жи­те ва­ри­ан­ты от­ве­тов, в ко­то­рых во всех сло­вах од­но­го ряда про­пу­ще­на одна и та же буква. За­пи­ши­те но­ме­ра от­ве­тов.

1)  заг.релый, не­пром.ка­е­мый, к.мен­дант

2)  оп.рать­ся, см.нать (траву), поч.та­тель (та­лан­та)

3)  укр.ти­тель (тиг­ров), бла­го­сл.вить, симп.тич­ный

4)  посв.щение (другу), недос.га­е­мый, у.звить

5)  бл.стеть, с.дина (в во­ло­сах), прим.рять (по­ссо­рив­ших­ся)

1)  без.ни­ци­а­тив­ный, вз.скать, роз.грыш

2)  обе.до­лен­ный, чере.чур, не.дер­жан­ный

3)  пр.бить (гвоздь), пр.кле­ить (на бу­ма­гу), пр.бреж­ный

4)  арх.важ­ный, ант.ху­до­же­ствен­ный, д.сква­ли­фи­ка­ция

5)  поз.про­шлый (год), с.пут­ство­вать, р.зо­слать (пись­ма)

Ука­жи­те ва­ри­ан­ты от­ве­тов, в ко­то­рых в обоих сло­вах од­но­го ряда про­пу­ще­на одна и та же буква. За­пи­ши­те но­ме­ра от­ве­тов.

5)  кол.щийся (пред­мет), (льды) та.т

Опре­де­ли­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром НЕ с вы­де­лен­ным сло­вом пи­шет­ся СЛИТ­НО. Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те это слово.

Се­год­ня, когда опрес­не­ние мор­ской воды стало эко­но­ми­че­ски за­трат­ным и (НЕ)ПОЗ­ВО­ЛЯ­ЕТ обес­пе­чить пи­тье­вой водой все рай­о­ны Земли, в ка­че­стве вы­хо­да пред­ла­га­ет­ся про­ект по­лу­че­ния воды при рас­тап­ли­ва­нии айс­бер­гов.

(НЕ)ОСО­ЗНА­ВАЯ до конца сути важ­ней­ших пра­вил ком­му­ни­ка­ции, мно­гие люди зна­ко­мы с ними на сло­вах, за­бы­вая о том, что их не­об­хо­ди­мо ис­поль­зо­вать каж­дый день в об­ще­нии с дру­ги­ми лю­дь­ми.

Да­ле­ко (НЕ)ПРО­СТО са­мо­сто­я­тель­но осво­ить тех­но­ло­гию об­ра­бот­ки ме­тал­ла и по­лу­чить про­фес­сию куз­не­ца.

Я не лю­би­тель ро­ман­ти­че­ских ко­ме­дий и лёгких ме­ло­драм, по­это­му фильм я так и (НЕ)ДО­СМОТ­РЕЛ до конца.

Стоит выйти на крыль­цо, как осень окру­жит тебя и начнёт на­стой­чи­во ды­шать в лицо хо­лод­но­ва­тою све­же­стью своих за­га­доч­ных чёрных про­странств, горь­ким за­па­хом пер­во­го тон­ко­го льда, ско­вав­ше­го к ночи (НЕ)ПО­ДВИЖ­НЫЕ воды.

Опре­де­ли­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром оба вы­де­лен­ных слова пи­шут­ся СЛИТ­НО. Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те эти два слова.

Зна­че­ние мно­го­знач­но­го слова кон­кре­ти­зи­ру­ет­ся в тек­сте, (ПРИ)ЧЁМ не­ко­то­рые слова толь­ко в дан­ном тек­сте могут обо­зна­чать одно и ТО(ЖЕ) по­ня­тие.

ЧТО(БЫ) ни утвер­жда­ли кри­ти­ки, Л. Н. Тол­стой уви­дел в лич­но­сти На­по­лео­на про­яв­ле­ние не­сво­бо­ды, ТАК(КАК) под­лин­ная сво­бо­да, по мне­нию клас­си­ка, пред­по­ла­га­ет доб­ро­воль­ное под­чи­не­ние «выс­шей цели».

(НА)ВСТРЕ­ЧУ мед­лен­но, тя­же­ло гро­мы­хая, дви­гал­ся гружёный со­став, а (В)ДАЛИ тя­нул­ся ещё один.

(НА)РЯДУ с кар­ти­на­ми на со­вре­мен­ные темы боль­шое место в твор­че­стве И. Е. Ре­пи­на за­ни­ма­ет ис­то­ри­че­ская жи­во­пись, к ко­то­рой он пе­ри­о­ди­че­ски воз­вра­щал­ся (В)ТЕ­ЧЕ­НИЕ всей своей жизни.

Когда (НА)КОНЕЦ солн­це в марте стало силь­но при­гре­вать, боль­шие ра­дуж­ные капли на­ча­ли па­дать с крыш, по­кры­тых сне­гом, (КАК)БУДТО по­ли­лись ра­дост­ные ве­сен­ние слёзы.

Ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых пи­шет­ся НН.

Об­ста­нов­ка ком­на­ты скром­ная: де­ре­вя

ая кро­вать; у окна  — пись­ме

ый стол для за­ня­тий; огром­ный сун­дук, оби­тый кожей и кова

ым же­ле­зом, и уди­ви­тель­ный лар­чик, оклее

ый рез­ной ко­стью.

Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

1)  Во всём мире лю­би­те­ли му­зы­ки П. И. Чай­ков­ско­го вос­хи­ща­ют­ся как опе­ра­ми ком­по­зи­то­ра так и его сим­фо­ни­че­ски­ми про­из­ве­де­ни­я­ми.

2)  Точ­ный про­стой и жи­во­пис­ный язык про­из­ве­де­ний М. М. При­шви­на на­дол­го за­по­ми­на­ет­ся чи­та­те­лям.

3)  Кое-где при до­ро­ге по­па­да­ет­ся угрю­мая ра­ки­та или мо­ло­дая берёзка с мел­ки­ми клей­ки­ми ли­стья­ми.

4)  В пре­ем­ствен­но­сти тра­ди­ций на­род­ных ма­сте­ров и вер­но­сти сти­ли­сти­ке древ­ней­ше­го про­мыс­ла и со­дер­жит­ся сек­рет успе­ха и по­пу­ляр­но­сти гжель­ской ке­ра­ми­ки в наше время.

5)  Лес тихо от­ды­ха­ет от жгу­че­го днев­но­го солн­ца и степь обдаёт пут­ни­ка на­ко­пив­ши­ми­ся за день цве­точ­ны­ми за­па­ха­ми.

Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

В 1878 году

по­ка­зан­ная на VI пе­ре­движ­ной вы­став­ке

кар­ти­на «Мос­ков­ский дво­рик» при­нес­ла В. Д. По­ле­но­ву славу

явив рож­де­ние в рус­ской жи­во­пи­си но­во­го жанра

на­зван­но­го «ин­тим­ным» пей­за­жем.

Рас­ставь­те все не­до­ста­ю­щие знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­ни­ях долж­ны сто­ять за­пя­тые.

Тогда

быть может

нас спа­сут

Иро­ния и жа­лость к людям,

Ко­то­рым мы про­стим их суд,

А сами су­дья­ми не будем.

Но

ты

на­вер­но

не про­дашь

И не от­верг­нешь

друг ве­сен­ний

Тру­до­лю­би­вый опыт наш

В пылу по­валь­ных от­ре­че­ний.

Если

мне хотя бы в малой доле

уда­лось пе­ре­дать чи­та­те­лю пред­став­ле­ние о пре­крас­ной сущ­но­сти пи­са­тель­ско­го труда

то я буду счи­тать

что вы­пол­нил свой долг перед ли­те­ра­ту­рой.

Илюша был впе­чат­ли­тель­ным ребёнком

и очень любил слу­шать сказ­ки

ко­то­рые рас­ска­зы­ва­ла ему няня

по­то­му что в них было много чу­дес­но­го

и

добро все­гда по­беж­да­ло зло.

Най­ди­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых тире ста­вит­ся в со­от­вет­ствии с одним и тем же пра­ви­лом пунк­ту­а­ции. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

Юрий Алек­сан­дро­вич Быч­ков  — спец­кор га­зе­ты «Со­вет­ская куль­ту­ра», об­ще­ствен­ный де­я­тель в об­ла­сти со­хра­не­ния куль­тур­но­го на­сле­дия.

В 1967 году он ока­зал­ся в Суз­да­ле.

Цель ко­ман­ди­ров­ки  — под­го­то­вить ма­те­ри­ал о том, как живут ста­рин­ные рос­сий­ские го­ро­да.

Когда ма­те­ри­ал был со­бран, Юрий Алек­сан­дро­вич решил вер­нуть­ся в Моск­ву не той до­ро­гой, по ко­то­рой ехал в Суз­даль, а окруж­ным путём  — по яро­слав­ской трас­се.

Вла­ди­мир, Суз­даль, Яро­славль, Пе­ре­славль-За­лес­ский, Ро­стов Ве­ли­кий, Сер­ги­ев Посад, Ко­стро­му и Ива­но­во  — эти го­ро­да по­се­тил во время по­езд­ки Быч­ков.

По ито­гам ко­ман­ди­ров­ки в га­зе­те «Со­вет­ская куль­ту­ра» жур­на­лист Ю. А. Быч­ков опуб­ли­ко­вал не един­ствен­ную ста­тью о Суз­да­ле, как пла­ни­ро­ва­лось из­на­чаль­но, а серию очер­ков под общим на­зва­ни­ем «Зо­ло­тое коль­цо», где каж­до­му из го­ро­дов по­свя­тил от­дель­ный ма­те­ри­ал.

В Москве он уви­дел, как бле­стят на солн­це ку­по­ла в Крем­ле, вспом­нил очер­та­ния марш­ру­та, по ко­то­ро­му про­ехал, и о том, как бле­сте­ла рожь вдоль дорог,  — так и ро­ди­лось со­че­та­ние «Зо­ло­тое коль­цо».

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те все но­ме­ра от­ве­тов.

1)  Рас­сказ­чик каж­дый год летом при­ез­жал в род­ную де­рев­ню.

2)  Рас­сказ­чи­ка по­сто­ян­но тя­ну­ло на малую ро­ди­ну, не­смот­ря на то что он по­клял­ся ни­ко­гда туда не воз­вра­щать­ся.

3)  Зна­ко­мые с дет­ства места вы­зы­ва­ют у рас­сказ­чи­ка тёплые вос­по­ми­на­ния о вре­ме­ни, про­ведённом в род­ной де­рев­не.

4)  При­е­хав в род­ную де­рев­ню, рас­сказ­чик сразу же от­пра­вил­ся на­ве­стить род­ствен­ни­ков.

5)  По сло­вам рас­сказ­чи­ка, берёзы  — сви­де­тель­ни­цы че­ло­ве­че­ско­го горя и ра­до­сти.

Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те все но­ме­ра от­ве­тов.

1)  В пред­ло­же­ни­ях 1, 2 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

2)  Пред­ло­же­ние 5 про­ти­во­по­став­ле­но по со­дер­жа­нию пред­ло­же­нию 6.

3)  В пред­ло­же­ни­ях 9, 10 со­дер­жат­ся эле­мен­ты опи­са­ния.

4)  В пред­ло­же­ни­ях 16, 17 пред­став­ле­но по­вест­во­ва­ние с эле­мен­та­ми опи­са­ния.

5)  В пред­ло­же­ни­ях 26, 27 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

Из пред­ло­же­ний 9−12 вы­пи­ши­те один фра­зео­ло­гизм.

И вот опять уво­дит меня в лес­ную ча­що­бу узкая тро­пин­ка, и снова слу­шаю я шум лет­не­го леса.

Снова тор­же­ствен­но и мудро шумит надо мной ста­рин­ный хвой­ный бор, и нет ему до меня ни­ка­ко­го дела.

И над бором висит в си­не­ве солн­це.

Оно щедро, стре­ми­тель­но и бес­шум­но сып­лет в лох­ма­тую про­хла­ду мхов свои зо­ло­тые брыз­ги, а над мхами, слов­но сморённые за пря­жей ста­ру­хи, дрем­лют смо­ли­стые ели.

Среди пред­ло­же­ний 15–22 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим при по­мо­щи ука­за­тель­но­го ме­сто­име­ния и од­но­ко­рен­ных слов. За­пи­ши­те номер(а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).

Я иду чёрной ло­ша­ди­ной тро­пой, на лицо лип­нут не­ви­ди­мые нити па­у­ти­ны, с дет­ским без­за­щит­ным пис­ком вьют­ся пе­ре­до мной ко­ма­ры, хотя ку­са­ют они со­всем не по-дет­ски.

Мой взгляд оста­нав­ли­ва­ет­ся на

крас­ных, в белых кра­пин­ках, шап­ках му­хо­мо­ров.

Потом вижу, как дятел, опер­шись на рас­то­пы­рен­ный хвост, ко­ло­тит своим не­уто­ми­мым носом сухую дре­ве­си­ну.

В лицо мне хле­щут ветки кру­ши­ны, и вот уже я на сухом

месте, и нога едет на скольз­ких иглах.

За­гу­дел в сос­нах ветер, и сосны ото­зва­лись без­за­щит­ным ро­по­том.

Мне ка­жет­ся, что в их кро­нах взды­ха­ет огром­ный бо­га­тырь-ту­го­дум, ко­то­рый с на­ив­но­стью мла­ден­ца копит свою мощь не себе, а дру­гим.

Под это доб­ро­душ­ное ды­ха­ние, слов­но из древ­них веков, нечёткой бе­ло­па­рус­ной ар­ма­дой вы­плы­ва­ют об­лач­ные фре­га­ты.

Мне ка­жет­ся, что я слышу, как растёт на полях трава, я ощу­щаю каж­дую тра­вин­ку, с маху сдёрги­ваю са­по­ги и бо­си­ком вы­бе­гаю на рыжий пес­ча­ный берег, снова стою над рекой и бро­саю лес­ные шишки в синюю тугую воду, в эту про­хлад­ную ру­са­ло­чью по­стель, и смот­рю, как рас­хо­дят­ся и уми­ра­ют во­дя­ные круги.

Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии, со­став­лен­ной на ос­но­ве тек­ста, ко­то­рый Вы ана­ли­зи­ро­ва­ли, вы­пол­няя за­да­ния 22−25. В этом фраг­мен­те рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков (А, Б, В, Г) цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­рам тер­ми­нов из спис­ка. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой со­от­вет­ству­ю­щую цифру. По­сле­до­ва­тель­ность цифр за­пи­ши­те в БЛАНК ОТ­ВЕ­ТОВ №1 спра­ва от но­ме­ра за­да­ния 26, на­чи­ная с пер­вой кле­точ­ки, без про­бе­лов, за­пя­тых и дру­гих до­пол­ни­тель­ных сим­во­лов.

Каж­дую цифру пи­ши­те в со­от­вет­ствии с при­ведёнными в блан­ке об­раз­ца­ми.

5)  ряды од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния

На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста.

Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную про­бле­му. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, ко­то­рые важны для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния). Дайте по­яс­не­ние к каж­до­му при­ме­ру-ил­лю­стра­ции. Про­ана­ли­зи­руй­те смыс­ло­вую связь между при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка).

Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста.

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге. На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Завершить работу, свериться с ответами, увидеть решения.