Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2023 году см. Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336, от 24.03.2022 N 448.
О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ)
И МУНИЦИПАЛЬНОМ КОНТРОЛЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 июля 2020 года
24 июля 2020 года
(см. Обзор изменений данного документа)
Президент РФ подписал новый Закон о государственном и муниципальном контроле, которым:
– определены процессуальные основы осуществления государственного и муниципального контроля;
– основной акцент сделан на профилактических мероприятиях;
– предусмотрена новая модель управления рисками;
– дополнен перечень контрольно-надзорных мероприятий;
– предусмотрена цифровизация контроля.
Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2021 г., за исключением отдельных норм, для которых предусмотрен иной срок. Прописаны переходные положения.
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации”
Вступает в силу с 1 июля 2021 г., за исключением статьи 30, части 2 статьи 53, вступающих в силу с 1 марта 2022 г., и части 2 статьи 39, вступающей в силу с 1 января 2023 г.
Текст Федерального закона опубликован на “Официальном интернет-портале правовой информации” (www.pravo.gov.ru) 31 июля 2020 г. N 0001202007310018, в “Российской газете” от 5 августа 2020 г. N 171, в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 августа 2020 г. N 31 (часть I) ст. 5007
История рассмотрения и принятия Федерального закона
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 4 августа 2023 г. N 483-ФЗ
Изменения вступают в силу с 4 августа 2023 г.
Федеральный закон от 24 июля 2023 г. N 358-ФЗ
Федеральный закон от 3 апреля 2023 г. N 100-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2023 г.
Федеральный закон от 5 декабря 2022 г. N 498-ФЗ
Изменения вступают в силу с 5 декабря 2022 г.
Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 271-ФЗ
Изменения вступают в силу с 11 января 2023 г.
Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 253-ФЗ
Изменения вступают в силу с 13 октября 2022 г.
Федеральный закон от 6 декабря 2021 г. N 408-ФЗ
Изменения вступают в силу с 6 декабря 2021 г.
Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2022 г.
Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ
Изменения вступают в силу с 11 июня 2021 г.
Обеспечение законности и дисциплины в
управлении предполагает деятельность
соответствующих государственных
формирований, направленную на:
а) недопущение нарушений в деятельности
органов исполнительной власти, их
должностных лиц тех требований и
предписаний, которые закреплены в
действующих законах и подзаконных актах
и которыми они руководствуются в своей
повседневной работе;
б) своевременное и оперативное выявление,
пресечение и устранение таких нарушений;
в) установление причин и условий, им
способствующих;
г) привлечение к соответствующей
ответственности виновных в нарушении
законности и дисциплины;
д) разработку и принятие мер, направленных
на устранение причин и условий нарушений
законности и дисциплины;
е) создание обстановки неотвратимости
ответственности в случае их нарушения.
Обеспечение законности и дисциплины
достигается при помощи организационно-правовых
средств. В своей совокупности они
представляют собой способы обеспечения
законности и дисципли-ны, а также систему
этих способов.
Данная система включает в себя значительное
число различных государственных органов,
деятельность которых в разной степени
связана с обеспечением законности и
дисциплины.
Для одних органов обеспечение законности
и дисциплины является лишь одной из
многочисленных функций по руководству,
управлению отраслью, сферой, комплексом
(например, транспортным, топливно-энергетическим
и др.). В данном случае деятельность по
обеспечению законности и дисциплины
осуществляется этими органами в границах
их основной деятельности, не связанной
в целом с институтом законности и
дисциплины.
Наряду с этим государством образуются
и такие органы, деятельность которых
непосредственно направлена на обеспечение
законности и дисциплины в государственной
и общественной жизни, в том числе и в
сфере управления (например, суды,
прокуратура, государственные инспекции,
федеральные надзоры и др.).
Все органы, занимающиеся вопросами
обеспечения законности и дисциплины,
наделены для этого юридически-властными
полномочиями, что придает их деятельности
государственно-правовой характер. Такая
деятельность понимается в качестве
способа обеспечения законности и
дисциплины1.
Она осуществляется различными органами
государственной власти, а также местного
самоуправления.
Особая роль в обеспечении законности
и дисциплины принадлежит Президенту
РФ как гаранту Конституции РФ, прав и
сво-,бод человека и гражданина.
В процессе деятельности по обеспечению
законности и дисциплины в сфере управления
названные органы используют в пределах
предоставленной компетенции контроль
и его разновидности — проверку исполнения
и надзор.
Контроль является довольно широкой и
объемной правовой
Сущность и назначение контроля состоят:
а) в наблюдении за функционированием
соответствующего подконтрольного
объекта;
б) в получении объективной и достоверной
информации о состоянии законности и
дисциплины;
в) в принятии мер по предотвращению и
устранению нарушений законности и
дисциплины;
г) в выявлении причин и условий,
способствующих правонарушениям;
д) в принятии мер по привлечению к
ответственности лиц, виновных в нарушении
законности и дисциплины.
Иначе говоря, посредством контроля его
субъекты выясняют, соответствует ли
деятельность органов исполнительной
власти, действия должностных лиц
установлениям правовых норм. Вместе с
тем контролю подлежат те действия
граждан и их общественных объединений,
которые “замыкаются” на сфере
управления.
Проверка исполнения тесно связана с
контролем и является составной частью
контроля. Она представляет собой такую
деятельность, которая позволяет выяснить,
что и как сделано во исполнение предписаний
и требований закона, подзаконного акта,
соответствующего решения (например,
вышестоящего органа управления).
Надзорная деятельность в зависимости
от субъектов, ее осуществляющих,
подразделяется на два вида.
Первый вид связан с деятельностью
органов прокуратуры по надзору за
соблюдением законов в сфере управления
(общий надзор).
Другой вид надзора — административный
надзор. Его суть состоит в наблюдении
уполномоченными на то государственными
органами и должностными лицами за
исполнением действующих в сфере
управления разнообразных специальных
норм, общеобязательных правил, закрепленных
в законах и подзаконных актах (правила
дорожного движения, нормы санитарии и
др.).
Наиболее характерные черты надзора
сводятся к следующему:
а) органы надзора (в том числе и
прокурорского) осуществляют свои функции
и полномочия в отношении тех объектов,
которые им организационно не подчинены;
органы контроля — в основном в отношении
организационно подчиненных и в некоторых
случаях в отношении не подчиненных
объектов;
б) в процессе контроля могут применяться
меры дисциплинарного воздействия в
отношении виновных лиц; в процессе же
административного надзора применяются
меры административного воз-действия к
физическим и юридическим лицам;
в) по ныне действующему законодательству
органы контроля занимаются проверкой
различных сторон деятельности
подконтрольных объектов; органы
административного надзора проверяют
соблюдение специальных правил на
поднадзорных им объектах.
Существуют различные виды контроля.
Так, в зависимости от объема обследуемой
деятельности выделяют общий и специальный
контроль. Общий контроль предполагает
обследование целого ком-плекса вопросов
деятельности подконтрольного объекта.
Назначение специального контроля
состоит в осуществлении проверки
деятельности подконтрольного объекта
по четко определенному вопросу (например,
соблюдение ветеринарных правил).
По стадиям проведения контроля выделяют
предварительный, текущий и последующий
контроль.
Цель предварительного контроля состоит
в предупреждении, профилактике нарушений.
Цель текущего контроля — выяснение
состояния законности и дисциплины,
вынесение оценки правильности совершаемых
действий объектами контроля. Целью
последующего контроля является проверка
реального исполнения соответствующих
решений, предписаний контролирующих
органов.
В зависимости от субъектов, его
осуществляющих, и характера их полномочий
можно выделить:
а) контроль Президента РФ;
б) контроль органов законодательной
(представительной) власти;
в) контроль органов исполнительной
власти;
г) контроль органов судебной власти.
Н. В. Макарейко. « Административное право»
– деятельность специально уполномоченных государственных органов, их должностных лиц и иных уполномоченных субъектов по наблюдению за функционированием подконтрольного объекта с целью установления его отклонений от заданных параметров.
деятельность специально уполномоченных органов и должностных лиц в пределах установленной компетенции;
наблюдение за функционированием подконтрольного объекта, находящегося в состоянии подчиненности по отношению к субъекту контрольной деятельности;
получение полной, достоверной информации о состоянии законности в подконтрольном объекте;
соотнесение деятельности подконтрольного объекта с точки зрения как законности, так и целесообразности;
принятие мер по предупреждению правонарушений и недопущению вредных последствий;
выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений, их нейтрализация и устранение;
применение мер ответственности (дисциплинарной и материально-правовой);
организация наиболее рационального (эффективного) режима функционирования подконтрольного объекта.
В зависимости от объема и содержания государственный контроль делится на общий (охватывает все направления деятельности подконтрольного объекта) и специальный (осуществляется по какому-либо конкретному направлению деятельности, какому-либо конкретному вопросу– финансовый, таможенный, санитарный, экологический и др.).
В зависимости от направленности и организационно-правовых форм
ный контроль делится на внешний (осуществляется в отношении объектов, непосредственно не подчиненных контролирующему органу) и внутренний (осуществляется в пределах системы данного органа исполнительной власти или иного органа).
В зависимости от стадий осуществления деятельности контроль может быть: пред-
варительным, текущим, последующим.
В зависимости от временного режима контрольной деятельности –
(систематическим) и временным (периодическим).
В зависимости от субъекта деятельности существует контроль Президента РФ, кон-
троль органов представительной (законодательной) власти и контроль органов исполнительной власти.
Контроль Президента РФ может быть непосредственным и опосредованным. Контрольные полномочия Президента РФ:
назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;
назначает на должность и освобождает от должности по предложению Председателя Правительства РФ его заместителей и федеральных министров;
имеет право приостанавливать постановления и распоряжения Правительства РФ;
имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и международным договорам РФ;
назначает на должность и освобождает от должности полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах;
назначает на должность и освобождает от должности высшее командование Вооруженными Силами РФ;
осуществляет иные контрольные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ.
Опосредованный президентский контроль осуществляют: Администрация Президента РФ (Контрольное управление Президента РФ, Главное управление Президента РФ, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах).
Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе – должностное лицо, представляющее Президента РФ в пределах соответствующего федерального округа,
запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от самостоятельных подразделений Администрации Президента РФ, от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления в пределах федерального округа;
направлять своих заместителей и сотрудников своего аппарата для участия в работе (п. 7 Указа Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе»).
Перечень федеральных округов: Центральный федеральный округ; Северо-Западный федеральный округ; Южный федеральный округ; Приволжский федеральный округ; Уральский федеральный округ; Сибирский федеральный округ; Дальневосточный федеральный округ.
Контроль в сфере государственного управления осуществляют Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Счетная палата РФ, органы представительной (законодательной) власти субъектов РФ.
Контрольные полномочия Совета Федерации Федерального Собрания РФ реализу-
• при утверждении указа Президента РФ о введении военного положения;
• утверждении указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;
• решении вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;
• отрешении Президента РФ от должности;
• назначении на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;
• назначении на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;
• назначении на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
Контрольные полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ реализуются:
• при даче согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
• решении вопроса о доверии Правительству РФ;
• назначении на должность и освобождении от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
• назначении на должность и освобождении от должности Уполномоченного по правам человека;
• объявлении амнистии;
• выдвижении обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности;
• выражении недоверия Правительству РФ. Задачи Счетной палаты РФ:
организация и осуществление контроля за своевременным использованием доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению;
определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств
использования федеральной собственности;
оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федеральных бюджетов и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
финансовая экспертиза проектов федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти;
анализ отклонений от показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений по их устранению и совершенствованию бюджетного процесса в целом;
контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке России и иных финансово-кредитных учреждениях;
регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе о ходе исполнения федерального бюджета.
В зависимости от объема и содержания органы исполнительной власти осуще-
ствляют: общий, межотраслевой (надведомственный) и отраслевой (внутриведомственный) контроль.
органов исполнительной власти включает контроль за исполнением
соблюдением Конституции, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ; консолидацию, объединение подведомственных (подконтрольных) органов по направлениям деятельности; заслушивание докладов и отчетов полномочных представителей подконтрольных органов о результатах и состоянии их деятельности.
осуществляют: Правительство РФ, правительства республик в составе РФ, администрации (правительства) иных субъектов РФ.
Межотраслевой контроль органов исполнительной власти осуществляется в целях обеспечения единообразного решения комплексных задач, относящихся к ряду отраслей управления, органами исполнительной власти надведомственной компетенции; между субъектами и объектами контрольной деятельности отсутствует организационная подчиненность.
Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие межотраслевой контроль: Министерство внутренних дел РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство природных ресурсов РФ, Министерство промышленности и энергетики РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство транспорта РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство юстиции РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и др.
органов исполнительной власти осуществляется органами как отраслевой, так и исполнительной власти межотраслевой компетенции, по определенным вопросам внутриведомственного характера, между субъектами и объектами этого контроля существует организационная подчиненность.
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) государственный контроль (надзор) – деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также – юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее – обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих космическую деятельность, в соответствии с федеральными законами осуществляются Государственной корпорацией по космической деятельности “Роскосмос”. Отдельные полномочия по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий, федерального государственного охотничьего надзора, федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, государственного портового контроля, федерального государственного пробирного надзора, а также контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, в соответствии с федеральными законами могут осуществляться государственными учреждениями, подведомственными соответственно федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
(см. текст в предыдущей редакции)
2) федеральный государственный контроль (надзор) – деятельность федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на всей территории Российской Федерации. Порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности (вида федерального государственного контроля (надзора) устанавливается утверждаемым в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации положением о виде федерального государственного контроля (надзора), положением о лицензировании конкретного вида деятельности в части регулирования порядка организации и осуществления лицензионного контроля (далее – положение о виде федерального государственного контроля (надзора) либо принятым в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора). Сроки и последовательность административных процедур при осуществлении вида федерального государственного контроля (надзора) устанавливаются административным регламентом осуществления вида федерального государственного контроля (надзора), а при осуществлении вида федерального государственного контроля (надзора) органами федеральной службы безопасности, органами государственной охраны, органами внешней разведки Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, – нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, в сфере государственной охраны, федерального органа исполнительной власти в области внешней разведки, федерального органа исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации;
(п. 2 в ред. Федерального закона от 04.11.2022 N 427-ФЗ)
3) региональный государственный контроль (надзор) – деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на территории этого субъекта Российской Федерации, осуществляемая данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности (вида регионального государственного контроля (надзора) устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности, определенных Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации. Сроки и последовательность административных процедур при осуществлении вида регионального государственного контроля (надзора) устанавливаются административным регламентом осуществления регионального государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности (вида регионального государственного контроля (надзора);
(п. 3 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 316-ФЗ)
4) муниципальный контроль – деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности (вида муниципального контроля) устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами;
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 03.07.2016 N 277-ФЗ, от 03.08.2018 N 316-ФЗ)
4.1) производственные объекты – территории, здания, помещения, сооружения, оборудование, устройства, иные подобные объекты, транспортные средства, используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей деятельности;
(п. 4.1 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 246-ФЗ)
5) мероприятие по контролю – действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) либо органа муниципального контроля и привлекаемых в случае необходимости в установленном настоящим Федеральным законом порядке к проведению проверок экспертов, экспертных организаций по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя и иной информации об их деятельности, по осмотру и обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности производственных объектов и перевозимых указанными лицами грузов, по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды, по проведению их исследований, испытаний, плановых (рейдовых) осмотров, обследований особо охраняемых природных территорий, лесных участков, охотничьих угодий, земельных участков, акваторий водоемов, районов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, транспортных средств (судов и иных плавучих средств, находящихся на внутренних водных путях и в акваториях портов, во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне Российской Федерации, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, самоходных машин и других видов техники, подвижного состава железнодорожного транспорта, воздушных судов) в процессе их эксплуатации, а также по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда;
(в ред. Федеральных законов от 14.10.2014 N 307-ФЗ, от 13.07.2015 N 246-ФЗ, от 03.07.2016 N 277-ФЗ)
5.1) индикаторы риска нарушения обязательных требований – утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, параметры, соответствие которым или отклонение от которых, выявленные при проведении указанных в части 1 статьи 8.3 настоящего Федерального закона мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, сами по себе не являются доказательством нарушения обязательных требований, но свидетельствуют о высокой вероятности такого нарушения и могут являться основанием для проведения внеплановой проверки;
(п. 5.1 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 277-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 316-ФЗ)
6) проверка – совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами;
7) экспертные организации – юридические лица, которые аккредитованы в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и привлекаются органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю. В целях настоящего Федерального закона к экспертным организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, которые аккредитованы в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и привлекаются органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю;
(п. 7 в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 160-ФЗ)
8) уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности – документ, который представляется зарегистрированными в установленном законодательством Российской Федерации порядке юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в уполномоченный в соответствующей сфере деятельности орган государственного контроля (надзора) и посредством которого такое юридическое лицо, такой индивидуальный предприниматель сообщают о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и ее соответствии обязательным требованиям;
(в ред. Федерального закона от 23.04.2018 N 94-ФЗ)
9) эксперты – граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, имеющие специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности и аттестованные в установленном Правительством Российской Федерации порядке в целях привлечения органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю.
(п. 9 введен Федеральным законом от 23.06.2014 N 160-ФЗ)
Понятие, виды, характеристика
– функция специальных государственных органов и их должностных лиц по систематическому наблюдению заточным и неуклонным соблюдением законов, иных нормативных правовых актов, осуществляемая по подведомственным данным органам вопросам в отношении неподчиненных им юридических и физических лиц.
государственного надзора: административный и прокурорский. – вид деятельности специально уполномоченных орга-
нов исполнительной власти и их должностных лиц по систематическому наблюдению за точным и единообразным соблюдением, исполнением и применением юридическими и физическими лицами правовых норм в сфере государственного управления.
является особой разновидностью государственного контроля;
осуществляется специально уполномоченными органами исполнительной власти и их должностными лицами;
деятельность по надзору осуществляется систематически;
цель – обеспечение правопорядка и общественной безопасности в сфере государственного управления;
между субъектами и объектами надзора отсутствует организационная соподчинен-
осуществляется в отношении органов исполнительной власти, местного самоуправления, учреждений, организаций, предприятий, общественных объединений и их должностных лиц и граждан;
осуществляется при помощи определенных методов;
оценка объекта дается только с позиции законности. осуществления административного надзора:
обследование поднадзорного объекта;
истребование и анализ документов;
изучение обращений граждан и юридических лиц, публикаций в средствах массовой информации о нарушениях законности в сфере государственного управления.
Административный надзор осуществляют:
• специальные федеральные надзоры (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральная служба по надзору в сфере связи, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору);
• государственные инспекции, входящие в состав федеральных органов исполнительной власти (инспекции, наделенные надведомственными полномочиями: Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России, Государственный противопожарный надзор МЧС России и др.).
Полномочия органов, осуществляющих административный надзор:
мации; применение мер административного предупреждения; применение мер административного пресечения; привлечение к административной ответственности; регистрация и учет; выдача разрешений (лицензий); нормотворчество.
Отличия государственного контроля и административного надзора:
органы контроля обладают большими правомочиями, чем органы, осуществляющие
объектом контроля выступает как законность, так и эффективность деятельности; объект надзора– только законность деятельности;
контроль осуществляется в отношении конкретных объектов, а надзор может распространяться как на определенный (персонифицированный), так и на неопределенный круг объектов;
контроль и надзор имеют разные субъекты осуществления;
контроль и надзор различаются по методам осуществления: если для надзора характерно постоянное наблюдение, реагирование на заявления и жалобы, то арсенал методов государственного контроля гораздо шире.
Прокурорский надзор в сфере государственного управления
(должностных лиц) прокуратуры РФ по надзору за исполнением федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами Конституции и законов, а также соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Надзорная деятельность прокуратуры
за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, органами военного управления, органами контроля и их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
соблюдением прав и свобод граждан этими органами и должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемую судом меру принудительного характера, а также администрацией мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
Формы реагирования прокурора на нарушения законности:
предостережение о недопустимости нарушения закона.
Прокурор или его заместитель приноситна противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, который издал этот акт, либо обращается в суд в установленном порядке, где протест подлежит рассмотрению в десятидневный срок с момента поступления, о чем сообщается прокурору, его принесшему.
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заме-
стителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Прокурор, исходя из нарушения закона должностным лицом, выносит мотивирован-
постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.
В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся деяниях прокурор или его заместитель объявляет в письменной форме должностным лицам
“Положения о федеральном государственном контроле (надзоре)”
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)
ПОЛОЖЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ
Внимание! Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля (см. Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 N 336, Постановление Правительства РФ от 24.03.2022 N 448, Письма Минэкономразвития России).
В справочном материале содержатся:
1. Положения о федеральном государственном контроле (надзоре), относящиеся к сфере применения Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ
2. Порядки организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) на объектах, подведомственных федеральным органам исполнительной власти
3. Иные положения (правила) о федеральном государственном контроле (надзоре)
Кроме того, в справочный материал включены:
– индикативные показатели для федерального государственного контроля (надзора);
– исчерпывающие перечни сведений, которые могут запрашиваться должностными лицами
– Единый реестр видов контроля, размещенный по адресу: https://ervk.gov.ru/
– Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, размещенный на официальном сайте Генпрокуратуры: https://proverki.gov.ru/portal
– Перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых с 01.07.2021 применяется обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб. С 01.01.2023 применяется обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб в отношении всех видов федерального государственного контроля (надзора) (ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ).
– Жалобу на решение контрольного органа можно подать в электронной форме через ЕПГУ с помощью сервиса “Жалоба на решение контрольного органа” по адресу https://knd.gosuslugi.ru/
– Типовые формы документов, используемых контрольным (надзорным) органом.
– Правила формирования и Правила подготовки ежегодного плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год.
– О реализации Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации (см. Приказ Генпрокуратуры России от 02.06.2021 N 294).
– Особенности осуществления на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области отдельных видов федерального государственного контроля (надзора), утв. Постановлением Правительства РФ от 15.02.2023 N 227.
– Особенности организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.03.2023 N 402.
– Справочную информацию: “Перечни правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении контрольно-надзорных полномочий федеральными органами исполнительной власти”.
– Справочную информацию: “Формы проверочных листов (списков контрольных вопросов)”.
– Обзор: “Реформа контроля и надзора: что изменилось с 1 июля 2021 года”.