ДАТА НАБЛЮДЕНИЯ

Процедура признания компании финансово несостоятельной начинается с подачи заявления. Если суд признает заявление обоснованным, то он выносит постановление о введении наблюдения.

Как и на основании каких законодательных актов проводится процедура наблюдения при банкротстве юридического лица? Какие цели и задачи преследуются введением этого обязательного этапа? Как долго осуществляется наблюдение и кем именно? Обо всех юридических нюансах рассказано далее.

Сроки рассмотрения процедуры банкротства определяются, согласно 127-ФЗ. Они установлены для определения максимальных временных границ. Точно сказать, сколько будет в общем длиться процедура банкротства, нельзя. Сроки всегда определяются в индивидуальном порядке.

Цели процедуры наблюдения при банкротстве

Основной задачей временного управляющего на этапе наблюдения становится выявление и сохранение активов должника с одновременным информированием и запуске процедуры банкротства всех кредиторов. Результатом первого направления работы становится предоставление в Арбитражный суд отчета о финансовом положении компании, а второго – формирование реестра кредиторов.

Процесс банкротства начинается с подачи заявления в арбитражный суд о признании юрлица финансово несостоятельным. Инициатором процедуры могут выступать сам должник, его кредиторы или уполномоченные органы. В случае признания заявления обоснованным независимо от того, от кого оно поступило, суд принимает решение о введении в отношении юрлица процедуры наблюдения.

Самым первым этапом в ходе рассмотрения судом дел о несостоятельности является наблюдение. Эта стадия вводится в случае положительного рассмотрения поданного заявления о признании компании-должника неплатежеспособной (п. 1 стат. 62 Закона № 127-ФЗ от 26.10.02 г.). Какой срок наблюдения процедуры банкротства в соответствии с законодательными нормами РФ? Как производится окончание наблюдения, и какие решения могут быть приняты по итогам? Обо всех правовых особенностях – далее.

На основании положений ст. 51 127-ФЗ этап наблюдения может длиться не более 7 месяцев с даты подачи официального заявления о признании компании банкротом.

На практике процедура банкротства обычно длится около 5 месяцев. В случае если у арбитражного суда возникли сложности с подбором подходящей кандидатуры для назначения временного управляющего на должность, то в отношении него может вводиться отсрочка на период до 15 дней.

Если кандидатура управляющего не была представлена в СРО в течение 3 месяцев и более, то производство по делу о банкротстве по п. 9 ст. 45 127-ФЗ прекращается.

Банкротство – это определенная законодательством (№ 127-ФЗ от 26.10.2002) процедура признания должника финансово несостоятельным, позволяющая списать его долги. Она начинается с подачи заявления на банкротство в Арбитражный суд. Если заявление является обоснованным, дело принимается к рассмотрению. После этого назначается арбитражный управляющий и вводится первый этап процедуры банкротства – наблюдение. Его главной целью выступает определение реального финансового состояния должника, от чего зависит выбор следующей стадии мероприятия. Рассмотрим порядок и особенности наблюдения в банкротстве, основные цели данного этапа процедуры и возможные результаты.

Определение процедуры наблюдения

Когда запускается наблюдение?

Порядок осуществления этапа наблюдения

Цели процедуры наблюдения при банкротстве

Ограничения и обязанности должника

Временный управляющий при процедуре наблюдения

Сроки проведения наблюдения

Завершение этапа наблюдения

К кому не может применяться наблюдение

Процедура наблюдения по закону не применяется к отдельным категориям должников. В частности, эти те юрлица, которым гарантировано прохождение процедуры в упрощенном порядке:

Данное положение обусловлено тем, что в отношении указанных юрлиц нецелесообразно устанавливать реабилитационные процедуры, так как восстановление их платежеспособности не имеет смысла. В отношении таких компаний сразу вводится этап конкурсного производства.

Наблюдение не применяется в отношении компаний, которые ведут незаконную деятельность на финансовом рынке.

Таким образом, процедура наблюдения при банкротстве юридического лица представляет первый предварительный этап признания финансовой несостоятельности. Особенностью его является тот факт, что оно позволяет окончательно решить дальнейшую судьбу должника – предполагается ли его исключение из реестра и ликвидация, либо допустимо также финансовое оздоровление.

https://youtube.com/watch?v=AlKBwJQ-WZY%3Fstart%3D44%26feature%3Doembed

Подобная стадия обязательно проводится при рассмотрении дел о неплатежеспособности. Но есть и исключения. Так, введение наблюдения недопустимо по отношению к должникам, которые уже находятся в процессе ликвидации; отсутствуют по различным основаниям; ведут хоздеятельность незаконно (без оформления официального статуса); не являются юрлицами или ИП. Регламент банкротства физлиц регулируется отдельным параграфом Законом. Пока выполняется наблюдение должник продолжает функционировать, но с рядом ограничений и под контролем управляющего (временного). Права и обязанности этого должностного лица приведены в стат. 65-67 Закона.

Вывод – в этой статье мы разобрались, на какой период может вводиться судебными инстанциями стадия наблюдения в отношении фирмы-должника и к каким последствиям приводит. Максимальный срок составляет 7 мес. Отсчет ведется от момента передачи в суд заявления для инициирования дела о неплатежеспособности. Точный регламент проведения этапа наблюдения и других обязательных стадий описан в Законе № 127-ФЗ.

Как происходит введение процедуры наблюдения

Если в отношении должника введена процедура наблюдения, прежде всего, в соответствии со ст. 2 № 127-ФЗ назначается арбитражным судом временный управляющий для оценки финсостояния должника и проведения первого собрания непосредственных кредиторов. Внутренний порядок работы фирмы не меняется: директора и собственники бизнеса от исполнения своих обязанностей не отстраняются, но ограничиваются права ответственных руководящих лиц и учредителей. В некоторых ситуациях придется согласовывать ряд решений с временным управляющим.

Итак, как вводится процедура наблюдения? В результате признания арбитражем заявления обоснованным (п. 1 ст. 62 № 127-ФЗ) выносится решение о применении наблюдательного этапа. Продолжительность устанавливается с учетом требований ст. 51, то есть не дольше срока рассмотрения дел о неплатежеспособности, а именно 7 мес. со дня поступления в суд соответствующего заявления. В судебном документе (решении) о применении наблюдения обозначаются следующие сведения:

Обратите внимание! Если суд не может найти подходящую кандидатуру для назначения временного управляющего, может вводиться отсрочка, но не дольше, чем на 15 дн. Если же кандидатура не представлена более 3 мес., арбитражным судом производство прекращается (п. 9 ст. 45 № 127-ФЗ).

Наблюдение как этап банкротства имеет следующие целевые задачи:

Процедура наблюдения применяется по отношению к юридическому лицу для решения следующих задач:

На основании ст. 74 127-ФЗ первое собрание кредиторов должно принять важнейшие решения относительно будущей судьбы должника. Это могут быть решения:

Таким образом, признание компании-должника банкротом является одним из вариантов развития процесса.

Вполне вероятно, что компания сможет восстановить платежеспособность на этапах внешнего наблюдения и финансового оздоровления. В этих случаях до банкротства дело не дойдет.

Постановление КС РФ от 2001 года №4-П указывает на такое важное предназначение процедуры наблюдения, как предупреждение злоупотребления правами со стороны должника или его кредиторов.

Между тем нередко можно встретить позицию юристов о неэффективности процедуры наблюдения из-за увеличения временных затрат и стоимости процесса банкротства компании. Ссылаясь на подобные аргументы, они считают целесообразным упразднение этого этапа банкротства.

Срок процедуры наблюдения

Как ясно из норм закона, задачи и цели наблюдения имеют важное значение для фирмы- должника и его кредиторов. Именно на этой стадии принимается решение о дальнейшей судьбе бизнеса, и точно определяется размер и характер долгов. А на какой срок вводится процедура наблюдения? Для ответа обратимся к п. 3 стат. 62 Закона, где сказано, что эта стадия должна быть завершена с учетом норм стат. 51, в которой регулируется общий срок банкротства. Следовательно, максимальный период наблюдения не может превышать 7 мес. от момента принятия судом заявления.

Как правило, процедура наблюдения вводится арбитражным судом на срок, обозначенный как дата следующего заседания. Соответствующее сообщение доводится до сведения персонала компании-должника, ее руководства, собственников УП. Срок, отведенный для информирования, составляет 10 дн. от момента вынесения судебного определения (п. 3 стат. 68 Закона). Какие данные подлежат отражению в сообщении? В публикации указываются следующие сведения:

Сколько может длиться процедура банкротства юрлица

Максимальные сроки банкротства юрлица законодательно не определены. При определении сроков процесса учитывается сложность дела:

Ограничения в части максимальной продолжительности исполнения процедуры банкротства применены по отношению к каждому этапу. Применительно к процессу банкротства может применяться один из пяти этапов:

Этапы процедуры признания юрлица банкротом, а также сроки их исполнения регламентируются главами 3-8 127-ФЗ. Отправная точка для определения продолжительности процедуры финансовой несостоятельности – это дата подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. С такой инициативой может выступить сам должник, его кредиторы или уполномоченные органы.

Согласно п. 3 ст. 48 127-ФЗ, на основании рассмотрения поступившего заявления суд может вынести определение о признании его обоснованным и введении процедуры наблюдения либо об отказе в удовлетворении требований и рассмотрении заявления.

Продолжительность этапа наблюдения

Этап наблюдения в процедуре банкротства – это, по сути, подготовительный этап, на котором определяется стратегия дальнейших действий в отношении должника, и оцениваются возможности для восстановления платежного баланса компании.

Максимальный временной промежуток, в течение которого арбитраж рассматривает заявление о признании компании финансово несостоятельной, определяется по нормам АПК. Согласно ч. 1 ст. 152 АПК, предельный временной период рассмотрения заявления истца и вынесения судебного определения установлен как 3 месяца.

Но в делах о банкротстве юрлиц данные сроки не действуют. Максимальная продолжительность рассмотрения дел о банкротстве прописана в ст. 51 127-ФЗ. На эту статью законодатель ссылается и в ст. 62 127-ФЗ, которая регулирует продолжительность наблюдения.

На основании ст. 51 127-ФЗ продолжительность наблюдения может составлять не более 7 месяцев. Сроки исчисляются с даты получения арбитражным судом заявления о банкротстве. При повышенной сложности дела и необходимости исполнения дополнительных действий указанные сроки могут быть увеличены более, чем в два раза.

Таким образом, для процедуры наблюдения в рамках 127-ФЗ не установлены предельные сроки. Но законодательно в главе, регулирующей этап наблюдения, приводится отсылка к п. 3 ст. 62 127-ФЗ. В связи с этим дата завершения наблюдения по судебному определению не устанавливается. Но суд может сразу назначить дату следующего судебного заседания по рассмотрению дела о финансовой несостоятельности.

Не позднее, чем за 5 дней до даты судебного заседания временный управляющий должен передать в арбитраж:

В п. 10 Постановления ВАС №51 отмечается, что применительно к банкротству ИП сроки наблюдательной процедуры должны быть минимальны. При этом они должны быть достаточными для оценки размера задолженности, величины активов и пр.

На первом собрании кредиторов по п. 1 ст. 73, ст. 74 127-ФЗ может быть принято одни из указанных ниже решений:

Арбитражный суд должен принять решение о переходе к следующему этапу с учетом принятого на первом собрании кредиторов решении.

Если кредиторы не смогли принять решение о переходе к следующему этапу, то наблюдение также можно продлить для того, чтобы была возможность проведения нового собрания, но не более, чем на 7 месяцев.

Когда кредиторам не удалось принять решение и по результатам продленного периода наблюдения, то суд может самостоятельно решить, какое будущее ждет должника: внешнее управление или оздоровление либо конкурсное производство и ликвидация (с учетом п. 2 ст. 75 127-ФЗ).

Сроки финансового оздоровления

Финансовое оздоровление – один из этапов банкротства, который вводится в отношении должника при наличии шансов на восстановление его платежеспособности. Финансовое оздоровление, по сути, представляет собой рассрочку в исполнении долговых обязательств. На этом этапе разрабатывается график погашения долга и план (при отсутствии поручителей и гарантов в исполнении обязательств должника).

На основании положений п. 6 ст. 80 127-ФЗ финансовое оздоровление вводится на период не более 2 лет. При этом два года – это максимальная продолжительность финансового оздоровления, реальный срок реализации графика оздоровления может быть и меньше.

Первоначально сроки финансового оздоровления перечисляются в ходатайстве учредителей (участников) компании, которое передается для рассмотрения на первом собрании кредиторов по п. 4 ст. 77 127-ФЗ. В случае удовлетворения ходатайства сроки финансового оздоровления фиксируются в решении кредиторского собрания о введении этапа финансового оздоровления по п. 1 ст. 74 127-ФЗ. Если судья принимает определение о введении финансового оздоровления, то в нем указываются конкретные сроки для проведения данной процедуры по п. 3 ст. 80 127-ФЗ.

Как минимум за месяц до окончания сроков финансового оздоровления компания передает управляющему отчетность о результатах проведения процедуры по п. 1 ст. 88 127-ФЗ.

Если финансовое оздоровление было введено на 2 года, то через 1 год 11 месяцев учредители должны отчитаться. К отчету по п. 2 ст. 88 127-ФЗ прилагаются бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, документы по исполненным обязательствам кредиторов.

По результатам проведенного анализа отчетности арбитражный управляющий должен подготовить свое экспертное заключение по исполнению должником графика погашения задолженности. Такое заключение готовится управляющим в сроки не более 10 дней после поступления пакета документов от должника. Оно передается реестровым кредиторам и в арбитражный суд.

Завершается финансовое оздоровление на дату проведения судебного заседания. На нем рассматриваются результаты финансового оздоровления и жалобы от кредиторов. По итогам оздоровления выносится определение о прекращении производства по делу о банкротстве, введении внешнего управления или этапа конкурсного производства по п. 5, 6 ст. 88 127-ФЗ.

Хотя сроки финансового оздоровления могут достигать 2 года, но должник наделен правом на досрочное погашение задолженности по представленному им плану-графику. При опережении графика погашения задолженности должник также передает отчетность по результатам исполнения обязательств. По итогам судебного заседания арбитражный судья вправе принять решение по п. 3 ст. 86 127-ФЗ о прекращении производства по делу в случае, если все требования удалось погасить, или об отказе в прекращении производства при выявлении непогашенной задолженности.

Также процедура финансового оздоровления может быть прекращена досрочно при неоднократном нарушении должником плана-графика на 15 дней и более на основании п. 1 ст. 87 127-ФЗ. Для этого управляющему необходимо собрать собрание кредиторов для определения дальнейшей судьбы должника и того, с каким требованиями нужно ходатайствовать перед судом по п. 2, 3, 4 ст. 87 127-ФЗ.

Сроки внешнего управления

Внешнее управление – это еще одна реабилитационная процедура в деле о банкротстве. Оно вводится, если этап финансового оздоровления не привел к должному результату либо сразу по результатам наблюдения. Для его введения должно соблюдаться несколько условий:

В ходе внешнего управления руководство юрлица отстраняется от дел, и управление предприятием переходит к внешнему управляющему. Он реализует комплекс мероприятий по восстановлению платежеспособности (включая закрытие нерентабельных производств, продажу непрофильных активов и пр.).

На основании п. 2 ст. 93 127-ФЗ внешнее управление вводится на срок не более 18 месяцев. Допускается их продление при необходимости, но на период не более полугода. Таким образом, максимальные сроки внешнего управления составляют 24 месяца.

Также на основании п. 3 ст. 93 127-ФЗ допускается сокращение сроков внешнего управления по ходатайству внешнего управляющего или собрания кредиторов.

Сроки конкурсного производства

Решение о введении конкурсного производства означает официальное признание юрлица банкротом на основании п. 1, 2 ст. 53, п. 1 ст. 124 127-ФЗ. Данное решение допускается обжаловать по п. 4 ст. 53 127-ФЗ.

На данном этапе происходит инвентаризация, аккумуляция имущества должника и его продажа на открытых торгах. За счет сформированной конкурсной массы происходит погашение требований кредиторов в порядке очередности. За проведение конкурсного производства отвечает назначенный конкурсный управляющий. Даже если не все требования кредиторов удалось погасить на этапе конкурсного производства, то непогашенная задолженность подлежит списанию.

По результатам конкурсного производства компания ликвидируется и прекращает свое существование.

Конкурсное производство вводится на период до 6 месяцев на основании п. 2 ст. 124 127-ФЗ. Реальные сроки этого этапа устанавливаются в судебном решении о признании должника банкротом. Указанные сроки отсчитываются с даты принятия судебного определения или с даты объявления резолютивной части, если она оглашалась отдельно (по п. 50 Постановления Пленума ВС от 2012 года №35).

Продлить сроки данного этапа допускается не более, чем на 6 месяцев. Продление осуществляется на основании ходатайства о продлении, поданного конкурсным управляющим или иным участником дела о банкротстве. Определение о продлении срока конкурсного производства по п. 3 ст. 124  127-ФЗ выносится арбитражным судом. При этом причины для продления законодательно не ограничены, и судья рассматривает их в индивидуальном порядке, на основании чего приходит к выводу о целесообразности продления.

Истечение сроков конкурсного производства не является основанием для прекращения конкурсного производства и закрытия дела о банкротстве: на это указано в п. 50 Постановления Пленума ВАС от 2012 года №35. Пока конкурсный управляющий не отчитается перед арбитражным судом по результатам погашения требований кредиторов, дело о банкротстве не закрывается.

При этом 127-ФЗ не содержит ограничений относительно максимальных сроков процедуры конкурсного производства. Они могут неоднократно продляться на период до полугода.

ВАС указывает на то, что сроки конкурсного производства допускается продлить неоднократно. Такое продление может потребоваться для завершения реализации имущества должника и прекращения конкурсного производства, например, при банкротстве крупных предприятий. Вынесенные судом определения о продлении конкурсного производства должны быть обоснованы и мотивированы по ч. 4 ст. 15 АПК.

После того как в деле о банкротстве была поставлена точка, и компания была ликвидирована, у заинтересованных лиц будет три года для предъявления своих требований к учредителям юрлица о привлечении их к субсидиарной ответственности.

Такая ответственность наступает при наличии вины руководства в доведении компании до банкротства и при причинении вреда кредиторам.

Когда запускается наблюдение?

Наблюдение вводится сразу после признания Арбитражным судом обоснованности заявления на банкротство, поданного должником, кредитором или уполномоченным органом. Вторым важным условием запуска процедуры становится назначение временного управляющего, который непосредственно занимается выполнением предусмотренных законодательством действий.

Какие ограничения действуют для должника при проведении наблюдения

Обратите внимание! Согласно ст. 68 № 127-ФЗ опубликование сообщения о введении этапа наблюдения проводится временным управляющим, но уведомление работников должника, его учредителей и собственников УП выполняется непосредственно руководителем. При этом дата созыва первого кредиторского собрания (минимально назначается за 10 дн. до завершения наблюдения) назначается также управляющим с одновременной рассылкой оповещений заимодателям.

По итогам первого собрания и на основании представленных отчетов управляющего в арбитраж передаются все документы, после рассмотрения которых суд принимает окончательное решение. Вариантов существует два – прекращение процедуры неплатежеспособности или переход к следующему возможному этапу. В любой момент допускается заключение мирового соглашения по взаимному согласию сторон.

Окончание стадии наблюдения

Мы выяснили, что срок процедуры наблюдения составляет 7 мес. максимально. А что происходит по завершении подобных предварительных мероприятий? Как заканчивается этот этап? Подробные действия суда описаны в стат. 75 Закона, где сказано, что судебное решение принимается только после проведения первого кредиторского собрания. Вариантов развития событий два – или выносится определение по применению финоздоровления (либо внешнего управления), или же должник сразу признается банкротом и начинается конкурсное производство для распродажи активов в целях покрытия долгов. Также возможно, как и на любой другой стадии, подписание мирного соглашения.

Но может быть и так, что кредиторское собрание по каким-либо причинам не в состоянии прийти к единому мнению и откладывает утверждение решения. Такое не исключено, тогда законодательство дает отсрочку, но с учетом срока по стат. 51, то есть опять же в пределах 7 мес. Если повторно отведенные сроки истекают, а решение собранием так и не принято, суд вправе самостоятельно:

Сроки проведения наблюдения

Положениями № 127-ФЗ установлена максимальная продолжительность стадии наблюдения, которая составляет 7 месяцев. Отсчет времени начинается с момента принятия заявления на банкротство к рассмотрению. В качестве дополнительного срока необходимо отметить такой: компания-должник обязана предоставить в Арбитражный суд или временному управляющему исчерпывающий комплект финансовой документации в течение 15 дней после принятия дела о банкротстве к рассмотрению.

В самой статье 62 127-ФЗ, которая регулирует наблюдательную процедуру в отношении должника, не содержится указания на конкретные сроки наблюдения. Но в п. 3 ст. 62 127-ФЗ подчеркивается, что стадия наблюдения завершается с учетом положений ст. 51 127-ФЗ.

Статья 51 127-ФЗ регулирует общие сроки банкротства, и, согласно ей, максимальный временной период введения наблюдения составляет 7 месяцев. Сроки наблюдения начинают отсчитываться с даты принятия арбитражным судом определения о признании заявления должника обоснованным и переходе к этапу наблюдения.

Указанный временной промежуток в 7 месяцев не означает, что суд введет данную процедуру на этот срок: он может обозначить и более сжатые временные рамки. При установлении сроков наблюдения судья будет опираться на наименьшие сроки, которые необходимы для проведения наблюдения и оценки размера задолженности, величины активов должника и реализации иных задач этапа. Затягивать этап наблюдения нецелесообразно из-за увеличения финансовых и временных затрат на банкротство.

Обычно дата завершения наблюдения в определении арбитражного суда обозначается как дата следующего судебного заседания по делу о банкротстве, а дату окончания этапа прописывать не нужно. К следующему судебному заседанию должны быть пройдены обязательные стадии для дела о банкротстве, в частности, проводится собрание кредиторов.

О том, что в отношении должника ввели процедуру наблюдения, арбитражный управляющий в обязательном порядке сообщает в Федреестр и публикует сообщение в газете «Коммерсантъ». На это ему отводится не более 10 дней после вынесения судом определения о введении наблюдения. Таким образом, сведения о банкротстве юрлица становятся доступными для всех заинтересованных лиц на основании ст. 28 127-ФЗ. В сообщении приводятся реквизиты арбитражного суда, должника, сведения о временном управляющем и информация для передачи заявлений кредиторами на предъявление требований.

Для того чтобы заявить о своих требованиях должнику и включить их в официальный реестр, у кредиторов будет 30 дней с момента публикации сообщения о наблюдении. Если они не уложатся в отведенные сроки, то смогут заявить о своих требованиях и на других этапах банкротства вплоть до закрытия реестра (реестр закрывается в течение 2 месяцев после введения в отношении должника процедуры конкурсного производства).

Но если кредиторы не успевают заявить о требованиях должнику в течение месяца после введения наблюдения, то они утрачивают статус участников процесса и не смогут принять участие в первом собрании кредиторов, которое имеет определяющее значение для дальнейшего хода процесса банкротства.

В течение 3 дней после введения наблюдения арбитражный управляющий обязан оповестить об этом руководство компании и передает директору запрос на получение финансовой и бухгалтерской документации для последующего аудита и анализа.

За указанный семимесячный промежуток временный управляющий должен решить следующие задачи:

Временный управляющий и его обязанности

Процедура наблюдения предполагает назначение арбитражного управляющего. Согласно ст. 2 127-ФЗ, отвечает за нее временный управляющий. Он наделен следующими полномочиями в процессе наблюдения:

Таким образом, временный управляющий наделен важными полномочиями в деле о банкротстве, которые дают ему возможность существенно влиять на ход процедуры.

Завершение этапа наблюдения

Как было отмечено выше, окончание стадии наблюдения может привести к самым различным результатам:

Временный управляющий при процедуре наблюдения

Ключевой фигурой этапа наблюдения выступает арбитражный управляющий, который на этой стадии называется временным. Именно он занимается составлением итогового отчета о финансовом положении компании-должника, выдает рекомендации Арбитражному суду о дальнейших действиях, а также непосредственно контактирует как с кредиторами, так и представителями должника.

Порядок осуществления этапа наблюдения

Общая последовательность действий в рамках наблюдения в банкротстве выглядит следующим образом:

Длительность процедуры по упрощенной схеме

В некоторых случаях процедура банкротства юрлица происходит по упрощенной схеме. Это справедливо по отношению к отсутствующему должнику или ликвидируемому юрлицу. В последнем случае необходимо инициировать процесс финансовой несостоятельности, если по результатам подготовки промежуточного баланса был выявлен факт недостаточности имущества для погашения требований кредиторов.

Дело о банкротстве отсутствующего должника инициируется уполномоченными инстанциями, если был выявлены факты отсутствия деятельности компании в течение года и более или отсутствия средств для погашения всех затрат на процедуру банкротства.

Особенность упрощенного банкротства состоит в том, что в отношении должника сразу вводится этап конкурсного производства, так как о восстановлении платежеспособности речи не идет. Этапы наблюдения, внешнего управления и финансового оздоровления не применяются. При упрощенном банкротстве ограничены сроки для предъявления требований кредиторов – они составляют не более 1 месяца со дня уведомления кредиторов (при стандартном банкротстве – до 2 месяцев).

Законодательно сроки проведения процедуры несостоятельности в упрощенном не установлены и не ограничены. Действуют только общие ограничения для этапа конкурсного производства: оно проводится за период в пределах 6 месяцев. Следовательно, упрощенное банкротство обычно занимает до 6-9 месяцев, тогда как стандартная процедура длится до 2 лет.

Таким образом, в 127-ФЗ сроки проведения процесса банкротства никак не ограничены. Этап наблюдения может длиться не более 7 месяцев с возможностью продления до 7 месяцев; максимальная продолжительность финансового оздоровления составляет 2 года; внешнее управление вводится на период до 18 месяцев с возможностью продления на полгода; конкурсное производство вводится на полгода с возможностью неоднократного продления на полгода. Упрощенное банкротство состоит только из этапа конкурсного производства и занимает не более 6-9 месяцев.

https://youtube.com/watch?v=AlKBwJQ-WZY%3Fstart%3D46%26feature%3Doembed

FAQ

Это начальный или подготовительный этап процедуры банкротства, который назначается сразу после принятия судом дела к рассмотрению и утверждения арбитражного управляющего.

Каковы цели наблюдения?

Первая и главная – определение реального финансового положения компании-должника с выдачей рекомендаций по дальнейшим действиям. Дополнительные, но не менее важные – выявление и сохранение имущества компании-должника, а также формирование реестра требований кредиторов.

Кто является основным действующим лицом мероприятия?

Большая часть действий, предусмотренных законодательством для этапа наблюдения, осуществляется финансовым управляющим, который на данной стадии процедуры банкротства называется временным управляющим.

Что происходит по окончании стадии наблюдения

Процесс завершения этапа наблюдения регламентируется ст. 75 127-ФЗ. Здесь подчеркивается, что наблюдение может быть завершено только по итогам прохождения важнейшего этапа в ходе наблюдательной процедуры – первого собрания кредиторов. Именно по итогам первого собрания кредиторов принимается решение о дальнейшей судьбе должника и передается соответствующее ходатайство в арбитражный суд (на основании ст. 74 127-ФЗ). По результатам первого собрания могут быть приняты решение о целесообразности перехода:

Таким образом, по сути, у должника есть два варианта событий по результатам наблюдения – пройти комплекс реабилитирующих мероприятий на этапе внешнего управления или финансового оздоровления и восстановить свою платежеспособность либо получить официальный статус банкрота. Последний вариант означает, что по результатам конкурсного производства имущество компании будет распродано, и она будет ликвидирована.

Кредиторы, как и на любом другом этапе признания несостоятельности, могут принять решение о подписании мирового соглашения с должником, и тогда процесс банкротства будет приостановлен.

По результатам первого кредиторского собрания готовится официальный протокол. Временный управляющий в обязательном порядке передает суду протокол в течение 5 дней после его формирования. Окончательное определение о переходе к следующему этапу банкротства выносит арбитражный суд.

Права и обязанности сторон

После того как устанавливается этап наблюдения, руководство компании сохраняет свои полномочия и не утрачивает менеджерской позиции, но оно ведет свою деятельность с учетом некоторых ограничений.

В течение 15 дней руководство компании должно передать управляющему всю финансовую документацию. Также руководители ежемесячно отсчитываются перед управляющим об имущественных изменениях в компании.

Руководитель компании должен согласовывать с управляющим и получать от него предварительное одобрение на следующее:

Без согласия временного управляющего недопустимо получать новые кредиты, изменять состав учредителей, распределять чистую прибыль между участниками и выплачивать дивиденды.

Также руководство компании не вправе препятствовать процессу банкротства, а непредоставление информации приравнивается к ее сокрытию и может в дальнейшем выступать против руководителей при решении вопроса о привлечении их к субсидиарной ответственности.

Участники компании-должника наделены правами знакомиться с отчетностью управляющего, передавать запросы к арбитражному суду, выдвигать свою кандидатуру на должность управляющего и передавать ходатайства о его отстранении от должности из-за неправовых действий или бездействия.

Кредиторы также являются полноправными участниками дела о банкротстве, и их права в обязательном порядке учитываются при наблюдении.

Кредиторы могут подавать иски о признании компании банкротом, о принятии участия в собраниях и знакомстве с результатами деятельности управляющего, оспаривать судебные решения, выдвигать собственную кандидатуру на должность управляющего.

Кредиторы обязаны передавать суду подтверждение своего статуса, а именно документы относительно сформированной задолженности, соблюдать предписания закона ФЗ-127 и передавать только достоверные данные в деле о банкротстве.

Определение процедуры наблюдения

Наблюдение – начальный этап процедуры банкротства, который вводится Арбитражным судом после принятия дела к рассмотрению. Целью мероприятия выступает выявление и обеспечение сохранности активов должника, анализ его финансового положения, формирование реестра обязательств и проведение первого собрания кредиторов. Все перечисленные действия осуществляется назначенный судом временный управляющий.

Возможные последствия введения наблюдения

Фактически, наблюдение выступает подготовительным этапом, так как проводится для сбора исчерпывающей информации о компании-должнике. Затем на основании полученных данных принимается решение о дальнейших действиях в деле о банкротстве. Это могут быть:

Другими словами, полученные в процессе наблюдения данные могут привести к прямо противоположным результатам. Начиная с банкротства должника и распродажи его имущества, а заканчивая прекращением дела о банкротстве посредством достижения договоренностей между должником и кредиторами. Возможны и промежуточные варианты действий, к числу которых относится попытка финансового оздоровления с помощью реструктуризации задолженности или введения внешнего управления.

Истечение сроков наблюдения

После истечения сроков наблюдения его допускается продлить по решению арбитражного суда. Сроки для продления также не могут составлять более 7 месяцев. Такой вариант возможен в случае, если собрание кредиторов по каким-либо причинам не было проведено на этапе наблюдения, оно признано несостоявшимся или на нем не удалось решить вопрос о будущем этапе банкротства в отношении юрлица.

При продлении сроков наблюдения арбитражный судья опирается на положения ст. 51 127-ФЗ. В своем определении о продлении этапа наблюдения суд должен обязать кредиторов и управляющего провести собрание. Если же продленные ранее судом сроки наблюдения так же истекают, а собрание кредиторов так и не приняло решение, то суд вправе самостоятельно принять решение:

Таким образом, процедура наблюдения вводится на период до 7 месяцев с возможностью продления на такой же период. Решение о дальнейшем ходе процесса банкротства принимается арбитражным судом по результатам проведенного собрания кредиторов. Это может быть введение в отношении должника этапов внешнего управления, финансового оздоровления или конкурсного производства либо подписание мирового соглашения на свободных условиях.

https://youtube.com/watch?v=AlKBwJQ-WZY%3Fstart%3D47%26feature%3Doembed

Последствия введения процедуры наблюдения

На период действия наблюдательной процедуры в отношении должника действуют следующие гражданско-правовые последствия (с учетом положений ст. 63 127-ФЗ):

Ограничения и обязанности должника

Запуск этапа наблюдения в рамках процедуры банкротства не приводит к отстранению текущего руководителя компании-должника. Но его функции и полномочия существенно ограничиваются. Любые сделки с имуществом в размере от 5% балансовой стоимости активов должны согласовываться с управляющим. Как и выдача или получение кредитов, гарантий, займов и прочих финансовых обязательств. Кроме того, руководство компании-должника лишается возможности принимать решения о создании юрлиц и обособленных подразделений, эмиссии или приобретении ценных бумаг, изменении состава учредителей и т.д.

Какими правовыми нормами регулируется

Регулирование процедуры наблюдения в рамках признания финансовой несостоятельности опирается на положения 127-ФЗ «О несостоятельности» от 2002 года. В этом законе определены базовые признаки несостоятельности, ключевые этапы процедуры с указанием на обязательные, последствия введения отдельных этапов банкротства и остальные ключевые аспекты.

В частности, в ст. 62 ФЗ-127 регламентируется введение наблюдения при банкротстве юридических лиц. В ст. 63 указываются последствия вынесения судом определения о переходе к процедуре наблюдения.

Также проведение наблюдения опирается на нормы Гражданского кодекса. При возникновении спорных ситуаций стоит учитывать обзоры судебной практики от ВС.

Из чего состоят права и обязанности независимого внешнего управляющего

Проведение вспомогательного наблюдательного этапа несет как свои достоинства, так и недостатки. Прежде всего, судебные органы могут юридически верно оценить причины инициирования банкротства, рассмотрев достоверную информацию о материальном положении компании. В свою очередь должник получает гарантии неприкосновенности активов, находясь под защитой государства. С другой стороны, хоздеятельность приостанавливается, сделки ограничиваются, а стоимость бизнеса существенно снижается.

В каждом отдельном случае есть свои плюсы и минусы, которые надо оценивать в целом с учетом конкретики предприятия. Здесь может помочь аудиторская процедура наблюдения – представляет собой экспертную оценку текущего состояния дел организации. Формально именно на этой предварительной стадии делаются первые попытки привести стороны процесса к компромиссу, который бы устроил всех участников и позволил бы избежать дальнейших длительных мероприятий признания должника официальным банкротом.