ЧТО ТАКОЕ ФИОКО

О проекте

В настоящее время поддержка отстающих школ является стандартной практикой стран – лидеров международных образовательных рейтингов. Первостепенная задача – выявление образовательных организаций с наибольшими запросами на компенсацию ресурсных и компетентностных дефицитов. Для ее решения целесообразно использовать данные о результативности и условиях обучения, собираемые в рамках мониторинговых процедур.

ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования» реализует проект адресной помощи школам с низкими образовательными результатами (далее – ШНОР) в соответствии с паспортом федерального проекта «Современная школа». В 2021 и 2022 годах в проекте будут принимать участие по 3000 школ из 84 субъектов РФ ежегодно.

Результаты проекта 2020 года представлены ниже.

Проект предполагает методическую и ресурсную поддержку образовательным организациям, отобранным для участия в нем. В рамках проекта в каждом регионе отбираются и проходят подготовку специалисты – кураторы, непосредственно посещающие школы с высокими рисками низких образовательных результатов с целью разработки дорожных карт принятия мер поддержки.

Проект представлен на сайте следующими разделами:

Ключевые публикации по проекту:

Презентация Станченко С. В. Особенности методики работы со школами с низкими образовательными результатами

Видео выступлений по вопросам проекта

Результаты проекта  в 2020 году

В 2020 году в проекте приняли участие 252 школы из 25 субъектов Российской Федерации. Перед началом реализации проекта был составлен список рисковых школ, на основе которого был проведен комплексный анализ данных (группировка по рискам) и последующий отбор 252 школ-участниц.

Для каждой школы был составлен рисковый профиль, содержащий актуальные для этой школы факторы риска с градацией значимости от высокой (при которой требуется обязательное принятие мер) до низкой (оценка ситуации остается на усмотрение куратора).

Были подведены итоги пилотного проекта и представлены результаты опроса его участников:

Резюме: основное условие успешности проекта – включенность региона, которая предполагает учет других направлений нацпроекта, регулярный мониторинг хода проекта, обеспечение комфортных условий для сотруднических отношений между всеми участниками.

Фоновая картинка

Разработка информационного ресурса –
ФГБУ ФИОКО

2018-2023ФГБУ Федеральный институт оценки качества образования

Единый телефон службы тех.поддержки8 (800) 301-34-36

В настоящее время в Российской Федерации сформирована Единая система оценки качества образования (ЕСОКО), которая позволяет вести мониторинг знаний учащихся на разных ступенях обучения в школе, оперативно выявлять и решать проблемы системы образования в разрезе предметов, школ и регионов.

Данная система дает возможность получить полное представление о качестве образования в стране, анализировать и учитывать влияние различных факторов на результаты работы школ. Она позволяет школам вести самодиагностику и выявлять имеющиеся проблемы, а родителям — получать информацию о качестве знаний своих детей.

Система оценки качества школьного образования в России в настоящее время является многоуровневой, состоящей из нескольких процедур. Первая важная процедура этой системы – национальный единый государственный экзамен (ЕГЭ), который является обязательным для всех выпускников школ с 2009 года. Вторая важная процедура системы оценки качества образования – государственная итоговая аттестация 9-х классов (ГИА-9), ключевой формой которой является основной государственный экзамен (ОГЭ). По результатам ГИА-9 школьник может продолжить обучение в старшей школе и в учреждениях среднего профессионального образования.

Промежуточные срезы знаний обучающихся проводятся по разным предметам и в разных классах при помощи национальных исследований качества образования (НИКО) и всероссийских проверочных работ (ВПР).

Кроме того, Россия принимает участие в международных сопоставительных исследованиях качества образования. Эти исследования позволяют понять, насколько конкурентоспособной является российская школа сегодня, выявить и сравнить изменения, происходящие в системе образования разных стран, проанализировать факторы, позволившие странам-лидерам добиться успеха.

Оценку знаний учащихся школ дополняют исследования профессиональных компетенций учителей.

Центр национальных и международных исследований качества образования Федерального института оценки качества образования проводит в Российской Федерации национальные исследования качества образования (НИКО), всероссийские проверочные работы (ВПР) и Международные сопоставительные исследования качества образования (PISA, TIMSS, PIRLS, TALIS, PIAAC).

Общая информация

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный институт оценки качества образования» (ФИОКО) было создано в октябре 2015 года на базе ФГБУ «Информационно-методический центр анализа» (приказ Рособрнадзора от 21.10.2015 №1888).

Институт обеспечивает информационно-аналитическое и методическое сопровождение исследований качества образования всех уровней:

Кроме того, ФИОКО ведет работу по подготовке методических рекомендаций, аналитических и информационных материалов, ведению ряда информационных ресурсов Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), взаимодействует с субъектами Российской Федерации по вопросам сбора и обработки информации, связанной с деятельностью Рособрнадзора.

Подготовка педагогов к работе в условиях постоянно обновляющейся нормативной базы и подходов к организации учебного процесса – задача, которая требует от специалистов в сфере дополнительного образования (ДО) глубокого знания вопроса. Федеральный институт оценки качества образования (ФИОКО) занимается не только обучением. Его сотрудники постоянно ведут исследовательскую работу и потому владеют всей доступной информацией.

Общая характеристика

ФИОКО был создан в 2001 году для информационного и научно-методического содействия Министерству образования при аттестации учебных заведений. После нескольких реорганизаций задачи института расширились, и вот чем он занимается теперь:

С недавних пор ФИОКО предлагает работникам образования программы повышения квалификации по темам, наиболее важным для педагогов и руководителей учебных заведений. Слушатели, успешно окончившие курсы, получают удостоверения установленного образца.

Программы ФИОКО отличаются от курсов многочисленных учебных центров. Участвовать в них могут только педагогические коллективы средних школ: директора, завучи, методисты, учителя-предметники. Если школа маленькая (например, сельская), она может объединиться с другой и подать вместе с ней общую заявку.

Формы занятий и сроки

Обучение в ФИОКО заочное, используются в том числе дистанционные технологии (платформа Moodle). Для занятий понадобится компьютер со стабильным выходом в интернет. Даты начала курсов утверждаются дважды в году, за анонсами нужно следить на сайте организации. Кроме того, институт рассылает официальные письма образовательным учреждениям. Приблизительная продолжительность каждого курса:

Типы и направления программ

ФИОКО разрабатывает программы повышения квалификации педагогических работников, основываясь на собственных исследованиях и анализе ситуации в сфере образования РФ. Не понаслышке зная о трудностях современного российского образования, специалисты института проводят курсы, направленные на комплексное решение основных проблем. Поскольку здесь обучают не отдельных учителей, а педагогические коллективы, программы помогают повысить уровень школ в целом.

Повышение квалификации

Расширяя собственные профессиональные возможности, педагоги делают образовательный процесс более содержательным и эффективным. Так как институт предлагает лишь 3 программы, стоит остановиться на каждой из них подробнее:

Составляя авторские программы, сотрудники ФИОКО учитывали результаты Национального исследования качества образования, международных сопоставительных исследований, опыт оценивания Всероссийских проверочных работ и обращения учителей на форум поддержки ВПР.

Международные конференции

Наряду с немногочисленными курсами институт проводит международные конференции, круглые столы и форумы, посвященные оценке и повышению качества образования. На мероприятия приглашаются руководители органов власти, образовательных учреждений, представители научной сферы, эксперты и учителя-практики. Выступают зарубежные спикеры, представляются результаты исследований и обсуждаются направления дальнейшего развития образования в мире.

Преподаватели

Занятия ведут опытные сотрудники института, мастерски владеющие предметом. Они участвуют в аналитической, исследовательской работе и знают все проблемные вопросы современной школы. Курсы ведет в том числе директор ФИОКО Станченко Сергей Владимирович.

Стоимость

Цены на программы повышения квалификации зависят от их трудоемкости и количества участников от каждой школы. Стоимость курса по оценке качества образования в организации отражена в таблице ниже.

Курсы по оцениванию требуют меньшего количества слушателей, поэтому расценки здесь иные.

Алгоритм взаимодействия ФИОКО с образовательными учреждениями (ОУ) таков:

Расчет только безналичный. Возможна полная или частичная (30%) предоплата и постоплата. В последних двух случаях долг необходимо погасить в течение 5 банковских дней после подписания акта об оказании образовательных услуг.

Расположение

ФИОКО находится по адресу 115162, г. Москва, ул. Шаболовка, 33. Ближайшая станция метро – «Шаболовская».

Уважаемые читатели! Если вы проходили курсы повышения квалификации или участвовали в других мероприятиях, которые проводит Федеральный институт оценки качества образования, просим вас поделиться отзывами об этой организации в комментариях.

Перейти на официальный сайт