Как проверить аккредитацию ВУЗа на сайте Рособрнадзора
Если знаете название, можно искать по полю «Наименование». Если хотите посмотреть все образовательные учреждения в конкретном субъекте федерации, выберите его в соответствующем поле. В самом низу кнопка «Поиск». Под формой поиска отобразится образовательное учреждение, либо список, если были заданы более широкие параметры.
Где проверить аккредитацию учебного заведения
Выбор организации, отвечающего высоким образовательным стандартам, очень важен при получении высшего образования. В России это контролирует Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). Проверка вуза на сайте Рособрнадзора является важным шагом при выборе образовательного заведения. В этой статье мы подробно рассмотрим, как провести такую проверку.
Процесс можно разбить на несколько этапов.
Наконец, когда поиск будет завершен, вы увидите список аккредитованных учреждений, которые соответствуют введенной вами информации. Найдите в этом списке то, что искали и проверьте статус. Как узнать есть ли государственная проверка? Если статус “Аккредитован”, значит, организация соответствует всем необходимым государственным стандартам.
Для чего проверять аккредитацию вуза в реестре Рособрнадзора?
Такая проверка – важный шаг при выборе института или академии. Аккредитация служит доказательством того, что выбранное учреждение соответствует высоким стандартам, установленным государством в России. Это означает, что студенты, обучающиеся в аккредитованных институтах, получают хорошее образование, а диплом, выданный таким учебным заведением, ценится на рынке труда.
Кроме того, это помогает избежать мошенничества со стороны недобросовестных заведений, где продают поддельные дипломы.
При выборе института важно провести проверку и убедиться, что организация аккредитовано Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). Это процесс, который оценивает и подтверждает уровень обучения, предоставляемого высшими учебными заведениями РФ, как государственными, так и частными.
Важно отметить, что вузы проходят госаккредитацию регулярно, и результаты этой оценки публикуются в реестре Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Если он не проходил госаккредитацию или прошел ее неуспешно, это может свидетельствовать о некоторых проблемах в данном учебном заведении. В таких случаях продолжать обучение в этом вузе может быть опасно, так как это может привести к проблемам с официальным (а значит, везде признаваемым) дипломом.
Федеральная служба устанавливает высокие стандарты качества, предоставляемые аккредитованными организациями, включая уровень образовательных программ и учебных планов, квалификацию преподавательского состава, наличие современного оборудования и технологий обучения, а также защиту прав студентов.
Таким образом, рассматривая институт для поступления, крайне важно проверить его статус на сайте Рособрнадзора. Это позволит быть уверенным в том, что там можно получить хорошее образование, которое подготовит вас к будущему успеху.
Советы по выбору высшего учебного заведения
Когда дело доходит до подбора института для поступления, необходимо учитывать множество факторов. Одним из которых является госаккредитация. Но что делать, если вы не можете найти конкретную организацию в списке госаккредитованных? Если вы не можете найти её в списке, это может означать, что учебное заведение не прошло процесс госаккредитации. Возможно, образовательное учреждение находится в процессе получения госаккредитации. Или же, не стоит рассматривать такую организацию для поступления, так как она не смогла выполнить требования для прохождения проверки министерством.
Конечно, выбор лучшего всегда — это сугубо личное решение, которое зависит от индивидуальных потребностей и интересов. При выборе важно учитывать такие факторы, как качество обучения, квалификация преподавателей, учебная программа, возможности для стажировок и исследований, рейтинг университета, его местоположение, оснащение и многое другое.
Каковы же преимущества аккредитованного университета? Госаккредитация помогает обеспечить хорошее обучение, предоставляемое вузом, признанию дипломов и квалификаций как в России, так и за рубежом. Кроме того, это повышает репутацию университета, может привлечь талантливых преподавателей и студентов, улучшить инфраструктуру и условия обучения.
Проблемы неаккредитованных учебных заведений
Когда речь заходит о поступлении, студенты часто сталкиваются с трудной задачей выбора подходящего университета. Одним из важнейших факторов, который не следует упускать из виду в процессе принятия решения, является аккредитация. Это процесс, который оценивает качество образования, предоставляемого учебным заведением, и гарантирует, что оно соответствует определенным стандартам, установленным государством, в лице министерства.
Прежде всего, важно понять, с какими проблемами сталкиваются неаккредитованные учреждения. Есть вероятность столкнуться с трудностями при признании дипломов и квалификаций своих выпускников, а также с ограниченным доступом к государственным программам и финансовой поддержке. Кроме того, такие вузы могут испытывать трудности с привлечением талантливых преподавателей и студентов, а также с улучшением инфраструктуры и условий обучения. Эти проблемы влияют на качество предоставляемого обучения и помешают организации выполнять свою академическую миссию.
С другой стороны, аккредитованные университеты должны отвечать определенным требованиям, где обязательными критериями являются: наличие квалифицированного преподавательского состава, современная инфраструктура и оборудование, проведение научных исследований и соответствие современным стандартам программ. Госаккредитация гарантирует студентам, что они получат хорошее образование и что их диплом будет признан работодателями и другими образовательными организациями.
При выборе университета важно учитывать несколько факторов, включая госаккредитацию, квалификацию преподавателей, программу, инфраструктуру и рейтинг университета. Учет перечисленных выше факторов гарантирует, что вы получите качественное образование, а ваш диплом будет настоящим.
Каковы преимущества у аккредитованного высшего учебного заведения?
Аккредитация университета — это процесс оценки качества образовательных услуг, проводимый Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Что это даёт студенту:
Как узнать есть ли аккредитация у ВУЗа? Проверка аккредитации ВУЗа на сайте Рособрнадзора – правильный способ убедиться в его качестве. При выборе высшего учебного заведения следует обращать внимание на госаккредитацию, квалификацию преподавателей, образовательные программы, инфраструктуру и рейтинг.
Каждый абитуриент хочет видеть в выбранном институте широкий спектр специальностей в различных областях, включая естественные науки, математику, медицину, экономику, право, журналистику и многие другие. М ГУ также предлагает программы магистратуры и докторантуры. Кого-то привлекает множество научных исследований в различных областях знаний, таких как физика, математика, химия, биология, медицина, социология и многие другие. Кому-то важно активно сотрудничать с другими научными центрами в России и за рубежом. Студентам и ученые хотят получать доступ к новейшим технологиям и исследовательским методам, а также обмениваться знаниями и опытом.
ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ
(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, за исключением образовательных программ дошкольного образования, программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), образовательных программ, реализуемых в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с нарушением интеллекта, и основных программ профессионального обучения.
2. Целью государственной аккредитации является подтверждение аккредитационным органом соответствия качества образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам, установленным аккредитационным показателям.
3. Аккредитационные показатели представляют собой совокупность обязательных требований, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом к качеству образования.
4. Аккредитационные показатели могут устанавливаться по основным образовательным программам, относящимся к одному уровню образования, одному направлению подготовки, профессии, специальности, одной области образования, области и виду профессиональной деятельности, укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки. Аккредитационные показатели, методика расчета и применения аккредитационных показателей по основным общеобразовательным программам начального, основного и среднего общего образования и образовательным программам среднего профессионального образования утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования. Аккредитационные показатели, методика расчета и применения аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 29.12.2022 N 631-ФЗ)
5. Государственная аккредитация проводится аккредитационным органом – федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, в соответствии с полномочиями, установленными статьями 6 и 7 настоящего Федерального закона, по заявлениям организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
6. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, при государственной аккредитации образовательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность и имеющей расположенные в других субъектах Российской Федерации филиалы, а также при государственной аккредитации образовательной деятельности индивидуального предпринимателя, зарегистрированного на территории одного субъекта Российской Федерации и осуществляющего образовательную деятельность на территории других субъектов Российской Федерации, организует проведение государственной аккредитации образовательной деятельности во взаимодействии с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
7. При проведении государственной аккредитации по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации по указанным образовательным программам в отношении каждого уровня общего образования, к которому относятся заявленные для государственной аккредитации основные общеобразовательные программы.
8. При проведении государственной аккредитации по основным профессиональным образовательным программам аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации по указанным образовательным программам в отношении каждого уровня профессионального образования, либо каждому направлению подготовки, специальности, профессии, либо укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, либо области образования или виду профессиональной деятельности, к которым относятся заявленные для государственной аккредитации основные профессиональные образовательные программы, в соответствии с заявлением организации, осуществляющей образовательную деятельность.
9. Формы заявлений о государственной аккредитации образовательной деятельности и перечень прилагаемых к ним документов, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, направляемых с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети “Интернет”, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, требования к заполнению, оформлению и порядку подачи в аккредитационный орган заявлений о государственной аккредитации образовательной деятельности, порядок их приема аккредитационным органом, случаи и основания, при наличии которых аккредитационный орган принимает решение о возврате заявлений о государственной аккредитации образовательной деятельности и прилагаемых к ним документов, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования. Межведомственные запросы о предоставлении документов и (или) информации, находящихся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, направляются аккредитационным органом с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
(часть 9 в ред. Федерального закона от 29.12.2022 N 631-ФЗ)
10. Образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно, имеют право обратиться с заявлением о государственной аккредитации по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности или одновременно с заявлением о получении лицензии на осуществление образовательной деятельности по данным программам (внесении изменений в реестр лицензий).
11. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, имеют право обратиться с заявлением о государственной аккредитации основных профессиональных образовательных программ при наличии в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обучающихся, прошедших промежуточную аттестацию по соответствующим образовательным программам не менее чем за один год обучения по этим образовательным программам.
О действии свидетельств о государственной аккредитации, выданных до 01.09.2023, см. Ф З от 29.12.2022 N 631-ФЗ.
12. В день принятия решения о государственной аккредитации образовательной деятельности аккредитационным органом в государственную информационную систему “Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам” вносится запись, подтверждающая наличие государственной аккредитации образовательной деятельности, заверенная усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица аккредитационного органа. Государственная аккредитация образовательной деятельности действует бессрочно, за исключением случая, указанного в настоящей части. Срок действия государственной аккредитации образовательной деятельности иностранных организаций, осуществляющих образовательную деятельность за пределами территории Российской Федерации, составляет:
1) шесть лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам;
2) двенадцать лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам.
(часть 12 в ред. Федерального закона от 29.12.2022 N 631-ФЗ)
13. За государственную аккредитацию образовательной деятельности, внесение изменений в сведения, содержащиеся в государственной информационной системе “Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам”, на основании заявлений организаций, осуществляющих образовательную деятельность, внесение в государственную информационную систему “Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам” записи, подтверждающей наличие временной государственной аккредитации образовательной деятельности, уплачивается государственная пошлина в порядке и размерах, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Взимание платы за предоставление выписки из указанной государственной информационной системы не допускается.
(часть 13 в ред. Федерального закона от 29.12.2022 N 631-ФЗ)
14. Организации, осуществляющей образовательную деятельность и возникшей в результате реорганизации в форме разделения или выделения, предоставляется временная государственная аккредитация образовательной деятельности по образовательным программам, реализация которых осуществлялась реорганизованной организацией и которые имели государственную аккредитацию, без проведения аккредитационной экспертизы, предусмотренной частью 17 настоящей статьи. Срок действия временной государственной аккредитации образовательной деятельности составляет один год. В день принятия решения о предоставлении временной государственной аккредитации образовательной деятельности аккредитационный орган вносит в государственную информационную систему “Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам” запись, заверенную усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица аккредитационного органа, подтверждающую наличие временной государственной аккредитации образовательной деятельности.
(часть 14 в ред. Федерального закона от 29.12.2022 N 631-ФЗ)
15. Организациям, осуществляющим образовательную деятельность, которым установлены контрольные цифры приема на обучение по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам по профессиям, специальностям и направлениям подготовки либо укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, предоставляется временная государственная аккредитация образовательной деятельности сроком на два года по образовательным программам, относящимся к соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки либо укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, без проведения аккредитационной экспертизы, предусмотренной частью 17 настоящей статьи. В день принятия решения о предоставлении временной государственной аккредитации образовательной деятельности аккредитационный орган вносит в государственную информационную систему “Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам” запись, заверенную усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица аккредитационного органа и подтверждающую наличие временной государственной аккредитации образовательной деятельности.
(часть 15 в ред. Федерального закона от 29.12.2022 N 631-ФЗ)
16. При прекращении действия лицензии на осуществление образовательной деятельности действие государственной аккредитации образовательной деятельности прекращается со дня внесения соответствующей записи в реестр лицензий на осуществление образовательной деятельности. В день прекращения действия лицензии на осуществление образовательной деятельности в государственную информационную систему “Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам” в автоматическом режиме вносятся сведения о прекращении действия государственной аккредитации образовательной деятельности.
(часть 16 в ред. Федерального закона от 29.12.2022 N 631-ФЗ)
17. Государственная аккредитация проводится по результатам аккредитационной экспертизы, которая основана на принципах объективности ее проведения и ответственности экспертов за качество ее проведения.
18. Предметом аккредитационной экспертизы является подтверждение соответствия качества образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам установленным аккредитационным показателям.
19. Аккредитационный орган привлекает к аккредитационной экспертизе экспертов и (или) экспертные организации. Эксперты, экспертные организации, в том числе эксперты таких организаций, не могут находиться в гражданско-правовых отношениях (эксперты, в том числе эксперты экспертных организаций, также в трудовых отношениях) с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, при участии в аккредитационной экспертизе в отношении такой организации. Порядок аккредитации, привлечения, отбора экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к аккредитационной экспертизе, а также ведения реестра экспертов и экспертных организаций, в том числе квалификационные требования к экспертам и экспертным организациям, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования. Оплата услуг экспертов и экспертных организаций и возмещение понесенных ими в связи с участием в аккредитационной экспертизе расходов производятся в порядке и размерах, которые установлены Правительством Российской Федерации.
20. Информация о проведении аккредитационной экспертизы, в том числе заключение, составленное по результатам аккредитационной экспертизы, размещается аккредитационным органом на его официальном сайте в сети “Интернет”.
21. Принятие аккредитационным органом решения о государственной аккредитации осуществляется в срок, не превышающий двадцати пяти рабочих дней со дня приема заявления о проведении государственной аккредитации и прилагаемых к этому заявлению документов, при условии соответствия этих заявления и документов требованиям в соответствии с частью 9 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2022 N 631-ФЗ)
22. Аккредитационный орган отказывает в государственной аккредитации по заявленным к государственной аккредитации основным образовательным программам, относящимся к соответствующим уровням образования, либо каждому направлению подготовки, специальности, профессии, либо укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, либо области образования, области или виду профессиональной деятельности, к которым относятся заявленные для государственной аккредитации основные профессиональные образовательные программы, в соответствии с заявлением организации, осуществляющей образовательную деятельность, при несоответствии таких основных образовательных программ аккредитационным показателям.
23. Положение о государственной аккредитации образовательной деятельности утверждается Правительством Российской Федерации.
24. Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности в том числе устанавливаются:
1) порядок разработки, согласования и утверждения аккредитационных показателей;
2) порядок проведения аккредитационной экспертизы;
3) порядок принятия решения о государственной аккредитации, об отказе в государственной аккредитации или о лишении государственной аккредитации, в том числе с участием коллегиального органа аккредитационного органа;
4) требования к порядку предоставления запроса о выдаче выписки из государственной информационной системы “Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам” в целях подтверждения записи о государственной аккредитации образовательной деятельности, порядку формирования и выдачи указанной выписки, в том числе в электронном формате с нанесенным на нее двухмерным штриховым кодом, содержащим в кодированном виде адрес страницы в сети “Интернет” с размещенными на ней записями в государственной информационной системе “Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам”, содержащими сведения об организации, получившей государственную аккредитацию образовательной деятельности, а также форма и состав сведений, содержащихся в выписке из указанной государственной информационной системы;
(п. 4 в ред. Федерального закона от 29.12.2022 N 631-ФЗ)
5) основания и порядок внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственной информационной системе “Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам”;
(п. 5 в ред. Федерального закона от 29.12.2022 N 631-ФЗ)
6) особенности проведения аккредитационной экспертизы при проведении государственной аккредитации:
а) образовательной деятельности по профессиональным образовательным программам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, и профессиональным образовательным программам в области информационной безопасности;
б) образовательной деятельности по образовательным программам, реализуемым посредством использования сетевой формы реализации образовательных программ;
в) образовательной деятельности, организуемой в форме практической подготовки обучающихся;
г) образовательной деятельности по образовательным программам, реализуемым с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
д) образовательной деятельности образовательных организаций, учредителями которых являются религиозные организации, в части подтверждения образовательного ценза педагогических работников таких образовательных организаций;
е) образовательной деятельности загранучреждений Министерства иностранных дел Российской Федерации;
7) порядок учета сведений о результатах мониторинга в системе образования, независимой оценки качества образования и качества подготовки обучающихся, независимой оценки условий осуществления образовательной деятельности, профессионально-общественной аккредитации, сведений из отчетов организации, осуществляющей образовательную деятельность, о самообследовании, применяемый при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности.
1. Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, научным специальностям (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)
2. Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
Лицензии на осуществление образовательной деятельности, выданные до 28.06.2019 органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими переданные полномочия в сфере образования, действуют до наступления случаев переоформления, прекращения действия или аннулирования.
3. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом – федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в соответствии с полномочиями, установленными статьями 6 и 7 настоящего Федерального закона. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, при лицензировании образовательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность и имеющей расположенные в других субъектах Российской Федерации филиалы, организует осуществление лицензирования образовательной деятельности в таких филиалах во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, на территориях которых находятся соответствующие филиалы организации, осуществляющей образовательную деятельность.
(в ред. Федеральных законов от 17.06.2019 N 140-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
4. В соответствующую запись в реестре лицензий на осуществление образовательной деятельности по каждому лицензиату включаются сведения о видах образования, об уровнях образования (в отношении профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки, научных специальностях и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также об адресах мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения, мест осуществления образовательной деятельности при использовании сетевой формы реализации образовательных программ, мест проведения практики, практической подготовки обучающихся, государственной итоговой аттестации, и иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сведения по каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, также включаются в соответствующую запись в реестре лицензий на осуществление образовательной деятельности с указанием наименования и места нахождения такого филиала.
(в ред. Федеральных законов от 27.12.2019 N 478-ФЗ, от 30.12.2020 N 517-ФЗ)
5. Внесение изменений в реестр лицензий наряду с установленными законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности случаями осуществляется лицензирующим органом в случае:
1) реорганизации юридических лиц в форме присоединения при наличии лицензии у присоединяемого юридического лица;
2) реорганизации юридических лиц в форме их слияния при наличии лицензии у одного реорганизованного юридического лица или лицензий у нескольких реорганизованных юридических лиц.
6. Утратил силу с 1 января 2021 года. – Федеральный закон от 27.12.2019 N 478-ФЗ.
7. При реорганизации организации, осуществляющей образовательную деятельность, в форме присоединения к ней другой организации, осуществляющей образовательную деятельность, внесение изменений в реестр лицензий осуществляется на основании лицензий таких организаций.
8. В целях обеспечения осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей образовательную деятельность и возникшей в результате реорганизации лицензиата в форме разделения или выделения, лицензирующий орган предоставляет такой организации временную лицензию в соответствии с лицензией реорганизованного лицензиата. Срок действия временной лицензии составляет один год.
9. Заявление о предоставлении временной лицензии на осуществление образовательной деятельности и прилагаемые к нему документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, могут быть направлены в лицензирующий орган в форме электронных документов (пакета электронных документов) с использованием федеральной государственной информационной системы “Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме” не позднее чем через пятнадцать рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц. Соискатель лицензии вправе представить указанные заявление и документы в лицензирующий орган или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, если соответствующая услуга предоставляется через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, на бумажном носителе непосредственно или направить заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
(часть 9 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ)
10. Принятие лицензирующим органом решения о предоставлении временной лицензии осуществляется в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня приема заявления соискателя лицензии о предоставлении временной лицензии и прилагаемых к нему документов.
11. Форма заявления о предоставлении временной лицензии, а также перечень и формы документов, прилагаемых к нему, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.
12. Лицензирующий орган принимает решение о возврате соискателю лицензии или лицензиату заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата наряду с установленными законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности случаями при наличии одного из следующих оснований:
1) лицензирование образовательной деятельности соискателя лицензии или лицензиата в соответствии с настоящим Федеральным законом не отнесено к компетенции лицензирующего органа;
2) для лицензирования заявлена образовательная деятельность по образовательным программам, которые соискатель лицензии или лицензиат в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе реализовывать;
3) наличие в соответствии с положением о лицензировании образовательной деятельности у лицензиата неисполненного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 500-ФЗ)
13. Лицензирование образовательной деятельности образовательных организаций, учредителями которых являются религиозные организации, осуществляется по представлениям соответствующих религиозных организаций (в случае, если такие религиозные организации входят в структуру централизованных религиозных организаций, по представлениям соответствующих централизованных религиозных организаций). При лицензировании образовательной деятельности духовных образовательных организаций представляются сведения о квалификации педагогических работников, имеющих богословские степени и богословские звания.
14. Министерство иностранных дел Российской Федерации осуществляет сбор и передачу в лицензирующий орган заявлений загранучреждений Министерства иностранных дел Российской Федерации как соискателей лицензии или лицензиатов о предоставлении или внесении изменений в реестр лицензий и прилагаемых к таким заявлениям документов.
15. Лицензионные требования и условия, установленные в положении о лицензировании образовательной деятельности, должны учитывать особенности:
1) подтверждения законных оснований пользования духовными образовательными организациями помещениями, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также образовательного ценза педагогических работников этих организаций;
2) требований к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям и территориям загранучреждений Министерства иностранных дел Российской Федерации, где осуществляется образовательная деятельность, а также к организации в них образовательной деятельности;
3) осуществления образовательной деятельности посредством использования сетевой формы реализации образовательных программ;
4) осуществления образовательной деятельности при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
(п. 4 в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
5) требований к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, используемым при проведении практической подготовки обучающихся.
(п. 5 введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 403-ФЗ)
С 01.03.2024 ч. 15 ст. 91 дополняется п. 6 (ФЗ от 13.06.2023 N 219-ФЗ). См. будущую редакцию.
В ч. 16 ст. 91 слова “, по выработке государственной политики в сфере миграции, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия их незаконному обороту” (отсутствуют в данном пункте) исключены (ФЗ от 03.07.2016 N 305-ФЗ).
16. Особенности лицензирования образовательной деятельности образовательных организаций, которые реализуют образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, и находятся в ведении федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обороны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, по выработке государственной политики в сфере миграции, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия их незаконному обороту, иных образовательных организаций, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, определяются положением о лицензировании образовательной деятельности.
(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 13.06.2023 N 229-ФЗ)
Что такое аккредитация учебных заведений? Нужна ли аккредитация для ДПО
Источник фото standret/freepik
В новостях часто мелькают заголовки о том, что то или иное образовательное учреждение лишилось аккредитации. Что это означает? Нужна ли аккредитация учреждению дополнительного образования (ДПО) и как проверить, есть ли у него лицензия? Если вы планируете поступать куда-либо, эта информация может вам пригодиться.
Аккредитация учреждений образования
Начнем с того, что в России действуют федеральные образовательные стандарты – это эталон, которого обязаны придерживаться все учебные заведения в стране. Так вот, государственная аккредитация учреждений образования является своеобразным знаком качества. Она подтверждает, что учебное заведение обучает своих студентов именно в соответствии с федеральным стандартом, преподаватели на занятиях дают нужные знания, организация обеспечена материально-техническими средствами, учебными пособиями и методическим материалом.
Кроме вузов, процедуре подвергаются организации, которые обучают по программам среднего профобразования в сферах ядерной энергетики, обороны, транспорта и связи, безопасности. Качество подготовки студентов не проверяется.
Как правило, аккредитация учреждения проводится раз в пять-шесть лет (конкретных программ – после их выпуска). После этого образовательная организация может пройти аккредитацию повторно. При этом, если у учебного заведения есть филиалы, каждый из них должен быть аккредитован отдельно.
Занимается аккредитованием и выдачей лицензий на образовательную деятельность Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), а все данные заносятся в специальный Реестр образовательных учреждений.
Обязательна ли аккредитация образовательного учреждения?
Обучать студентов без аккредитации по основным образовательным программам учреждение может. Однако ему запретят:
Как проверить аккредитацию у учебного заведения?
Информация о наличии образовательной лицензии и аккредитации в обязательном порядке должна находиться на сайте учебного заведения. Еще один способ – заглянуть в Реестр организаций с аккредитованными программами: http://isga.obrnadzor.gov.ru/accredreestr/
Худшее, что может случиться со студентами – это если вуз (ссуз) не прошёл государственную аккредитацию в установленные сроки. В этом случае учить он имеет право и даже может выдать диплом об образовании. Только вот будет он уже не государственного, а установленного образца.
В этом случае учредитель учебного заведения должен перевести в другой вуз (ссуз) ровно на такую же образовательную программу, где аккредитация имеется. Если аккредитации лишился филиал учебного заведения, то доучиться можно пройти в головном учреждении.
Должна ли быть аккредитация у учреждений ДПО?
В России сейчас довольно много учебных центров и автономных некоммерческих организаций, которые занимаются повышением квалификации или профессиональной переподготовкой.
Для начала стоит пояснить: аккредитация и лицензия – это не одно и то же. Лицензия у учебного заведения должна быть в обязательном порядке, будь то вуз, колледж, учебный центр по профпереподготовке. Она подтверждает, что компания имеет право чему-то учить, а дипломы и сертификаты, которые она выдает, действительны и имеют юридическую силу. Это очень важно при дальнейшем трудоустройстве.
Однако с 2011 года Рособрнадзор вообще не проводит государственную аккредитацию программ ДПО (дополнительного профессионального образования). С этого времени подобным учебным центрам запрещено выдавать дипломы государственного образца – только установленного. Впрочем, учебное заведение имеет право добровольно подать документы на профессионально-общественную аккредитацию, которая фактически определяет его престижность. Закон «Об образовании» определяет общественную аккредитацию как «признание качества и уровня подготовки выпускников отвечающими требованиям профессиональных стандартов и рынка труда».
Такую аккредитацию проводит уже не Рособрнадзор, а работодатели и их объединения (Профаккредагентство, Нацаккредцентр, Агентство оценки и развития профессионального образования).
Внимание уделяется в первую очередь качеству конкретных программ подготовки. Общественную аккредитацию можно пройти по любым программам как в отечественных, так и в иностранных и международных организациях. В состав комиссии имеют право входить даже студенты. Процедура экспертизы проходит по договору организации с оценщиком.
Базовая модель общественной аккредитации в России – сертификация на соответствие международным стандартам качества (основной стандарт – ISO 9001). Более 250 российских организаций уже получили признание в международной сети органов по сертификации. Свидетельство о прохождении общественной аккредитации также можно запросить в организации или проверить на ее сайте.
Важно: общественная аккредитация учреждений допобразования не приравнивается к государственной и не дает предусмотренные ею «льготы».
Как проверить лицензию на ДПО
Учреждение ДПО должно в обязательном порядке разместить информацию о лицензии на своем сайте. Как правило, учебные центры выкладывают и сканы документов со всеми сведениями. Их можно проверить также на сайте Рособрнадзора в
Реестре образовательных учреждений.
Как проверить лицензию на образовательную деятельность учреждения?
Designed by valeria_aksakova/Freepik
Любое обучение предполагает не только приобретение знаний, но и получение документа, который подтверждает образование. Однако если у образовательной организации нет аккредитации или лицензии, такой документ может быть не востребован у работодателей и даже не иметь юридической силы. Поэтому так важно проверять наличие аккредитации и лицензии в Реестре образовательных учреждений.
Что такое Реестр образовательных учреждений?
Это перечень образовательных организаций, подтвердивших свое соответствие стандартам образовательной деятельности и получивших соответствующую лицензию.
Он формируется на основании Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Данные об учреждениях, внесенных в реестр, представлены на сайте Рособнадзора.
Зачем нужна лицензия образовательному учреждению?
Если заведение, предоставляющее образовательные услуги, не имеет лицензии (лицензия отозвана или не получена вообще), оно не имеет права никого учить. Соответственно, любой документ об образовании не несет юридической силы (не действителен).
Важна и аккредитация учебного заведения, которая влияет на возможность выдавать документы государственного образца.
Но это еще не все. Даже если официальный документ не требуется, и вы хотите получить какие-то знания просто для себя, факт отсутствия лицензии должен настораживать. Организация, которая отвечает за предоставленные услуги, заинтересована работать официально. Если никакой лицензии нет, это может означать, что у организации проблемы с законом, либо просто нет необходимой материальной базы, педагогического состава, нет подходящих помещений. Образно говоря, новые знания будут получены в «шарашкиной конторе» с «филькиной грамотой» на выходе.
Вот затем, чтобы не оказаться в такой ситуации, и нужно проверять наличие лицензии. А значит, следует обратиться к Реестру образовательных учреждений.