Взрослые студенты чаще всего понимают важность обратной связи и рефлексии на уроке английского. Они готовы анализировать свои результаты и прогресс и делиться мнением о том, что им понравилось или не понравилось на уроке. У школьников могут возникнуть и языковые, и психологические трудности.
В этой статье вы найдете 3 универсальных приема для организации фидбека на занятии и готовые шаблоны обратной связи, которые можно сразу использовать на уроке. Не забудьте сохранить себе!
Таблица эмоций
Когда мы только начинаем формировать у ученика умение рефлексировать и анализировать свое поведение, важно создать фокус на том, что ребенку понятно. Маленькие ученики уже могут осознать, как они себя чувствуют, а также понравилось ли им упражнение.
Далее в статье вы найдете универсальный шаблон, в который осталось добавить только скриншоты активностей.
Вам могут быть полезны и другие наши статьи:
Like/dislike (👍 / 👎)
Прием в самом простом варианте предполагает оценку упражнений и активностей с точки зрения «Понравилось/ не понравилось».
Когда ученик привыкнет к данной форме обратной связи, вы можете ввести слова “interesting/boring”, “easy/hard” и так далее. Важно, чтобы каждая оценка была подкреплена жестом.
Интервью
Суть — ученик отвечает на вопросы преподавателя. Прием подходит для pre-teens и подростков, однако элементы интервью можно постепенно вводить и раньше. Например, учащийся оценивает активности по таблице эмоций, а затем вы задаете несколько вопросов:
Подготовьте банк вопросов для интервью и меняйте их каждый урок. Другой хорошей идеей будет создать опору для ученика и вывести вопросы на экран.
Чтобы ребенку было интересно отвечать на вопросы, оформите их на слайде в необычном виде: облака с вопросами, пончики, воздушные шарики, настольная мини-игра с фишками.
В нашем шаблоне вы найдете несколько примеров такого оформления.
Эти приемы не требуют долгой подготовки, но позволяют постепенно формировать у ребенка умение самоанализа, которое так важно на протяжении всей жизни.
Главное — не переживайте, что ребенок не поймет вас: визуализация, мимика, жесты и наглядный пример помогут вам справиться с потенциальными трудностями.
Советуем еще заглянуть в другие наши статьи:
Peer Feedback — способ обратной связи, когда ученики оценивают работы друг друга. Инструмент творческий, но неоднозначный, и вот почему:
Давайте разберем, как использовать peer feedback на уроках правильно.
Чем полезен Peer Feedback
Вы слышали не раз от учеников такие фразы: «Фух, повезло, не спросили», «Хорошо, что сегодня спросили Машу, а не меня», и похожие. Это red flags, что процесс обучения превращается в стремление получить нужную оценку. Кроме того, это портит атмосферу сотрудничества в классе.
Задача Peer Feedback — пробудить в учениках осознанность, вызвать интерес как к собственному прогрессу, так и успеху одноклассников.
Отказаться от роли «главного по оценкам» непросто: страшно и преподавателю и ученикам, но справляться с этим страхом необходимо. Вы и ваши подопечные будете учиться в течение всей жизни — такова реальность.
Важно побуждать детей к конструктивному обсуждению и оценке заданий, и давать им больше пространства для маневра даже в условиях не всегда гибкой общеобразовательной системы.
Как организовать работу
Работа по внедрению Peer Feedback напоминает мини-исследование: если ваш класс привык к учителю в роли лидера, не стоит сразу «уходить в тень» и оставлять учеников наедине с новой ответственностью.
Вместо этого постепенно вводите элементы Peer Feedback в парную/групповую работу, которую ученики выполняют на уроке.
В течение первых занятий ученикам могут понадобиться sentence starters:
Задача преподавателя — отследить реакции учеников, вовлеченность, а также содержание и конструктивность фидбэка, который они дают друг другу.
Тогда будет проще понять, как складывается взаимодействие в группе и при необходимости реорганизовать пары/группы, чтобы партнеры — или feedback buddies — чувствовали себя комфортно, не стремились эмоционально задеть или, более того, интеллектуально подавить друг друга.
Skyeng ищет преподавателей английского. Подробности по ссылке: Skyeng
Правила Peer Feedback
Задача проверяющего — проанализировать сильные стороны ответа и найти точки, где работу можно усовершенствовать.
Вносить конкретику
Обратная связь будет полезной и значимой лишь в том случае, если в ней есть реальные идеи. Тот, кто проверяет, помогает улучшить результат партнера, а тот, кого проверяют, ощущает помощь и поддержку одногруппника.
Искать индивидуальный подход
Предлагайте парам/группам использовать разные форматы обратной связи, те, которые лучше подойдут именно им.
Glow and grow
Two starts and a wish
Вершина применения peer feedback — планирование урока, который полностью посвящен ассессменту внутри группы. Такой вариант подходит для проверки проектных работ учеников, творческих, а также итоговых заданий, которые сложно оценить формально. Например, если используется численная или буквенная шкала.
Тайминг этапов зависит от объема работы и количества учеников. Дайте им возможность взаимодействовать друг с другом, не прибегая к помощи учителя. Фактически, ваша роль может быть сведена к наблюдению за ходом урока.
Peer Feedback — один из самых увлекательных и при этом эффективных педагогических приемов, поскольку помогает не только выстроить доверительные отношения в коллективе, но и приобрести навыки, которые очень пригодятся в будущем.
Экономьте время на подготовку к урокам и проверку домашних заданий со Skyeng. Удаленный формат занятий, защита от внезапных отмен и график, который настроен специально под вас. Присоединяйтесь к нашей команде: Skyeng
Цифровые инструменты обратной связи на уроке иностранного языка в школе.
21 век-век информационных технологий. Их развитие дало начало информатизации всего современного общества и привело к внедрению их во все сферы нашей жизни. Сфера образования не является исключением. В нашу жизнь стремительно ворвались всевозможные электронно-образовательные ресурсы и электронно-цифровые устройства, способствующие получению информации и неоднозначно влияющие на нашу жизнь.
Все мы знаем, что главная задача каждого учителя – не столько научить учащихся учиться, сколько развить интерес к учению и творчеству. Учителю необходимо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно. Именно поэтому немаловажная роль здесь отводится различным ресурсам и формам обучения. Преподавателю необходимо увидеть взаимосвязь факторов, обуславливающих процесс и результаты обучения, выбирать эффективные методы, формы и средства формирования, развития и оценки компетенций. Разнообразие занимательных ресурсов и приёмов на уроках создаёт положительный эмоциональный фон деятельности, располагает к выполнению тех заданий, которые считаются трудными, делают процесс овладения знаниями более привлекательным. Но ввиду того, что с приходом новых технологий и изменений в образовательных стандартах, в содержании образования акцент с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения был перенесен на формирование общеучебных компетентностей учащихся, появились и изменения в системе оценивания.
В настоящее время актуальным является подход к оцениванию достижений учащихся, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся. Одним из таких подходов является формирующее оценивание, которое является составной частью личностно ориентированного подхода к обучению учащихся. При данном подходе каждый учащийся получает возможность продемонстрировать свои знания и умения и определить то, над чем ему необходимо работать в дальнейшем, а учитель в то же время получает информацию, необходимую для того, чтобы помочь учащемуся достичь более глубокого понимания необходимого материала. Таким образом, использование различных видов, методов и техник оценивания для сбора данных об уровне понимания темы, сформированности навыков учащихся позволяет учителю дифференцировать обучение, т.е. учесть потребности и возможности каждого ученика, а учащимся – контролировать собственное обучение и сформировать максимум компетенций, необходимых им как в процессе обучения, так и в дальнейшей жизни. Формирующее оценивание – это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением ученика, а так же оценивание прогресса ученика в достижении образовательных результатов в процессе обучения, проводимое совместно учителем и учеником, с целью определения текущего уровня обученности школьника, путей развития, мотивирования его на дальнейшее обучение. Оценивание будет формирующим, если будет непрерывным и совместным с анализом динамики. Оно основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь.
Именно поэтому, создание эффективной обратной связи является основой обучения школьников. Обратная связь – это инструмент, дающий представление о том, как идет процесс обучения, информирует учителя о достижениях и проблемах учащихся, позволяя определить уровень достижения цели и решения учебных задач. Обратная связь должна проходить в атмосфере взаимоуважения и доброжелательности, предоставлять время для того, чтобы учащиеся исправили ошибки или сменили направление мышления и деятельности. Использование приемов формирующего оценивания позволяет научить школьников вырабатывать собственные стратегии получения необходимых знаний, т.е. развивает навык умения учиться самостоятельно. А это главная цель всех новых образовательных стандартов.
В данной статье речь пойдет о некоторых инструментах, которые позволяют как дать, так и получить мгновенную обратную связь, которая очень важна в образовательном процессе. Хотя и представление обратной связи является очень затратным по времени процессом, все же некоторые процессы мы можем автоматизировать при помощи цифровых инструментов. Эти инструменты помогают каждому ученику определить на каком уровне он сейчас, какие ошибки у него есть, и куда нужно двигаться дальше. Поэтому данные инструменты выполняют не столько функцию контроля, сколько функцию поддержки.
Именно поэтому использование онлайн ресурсов не утрачивает своей актуальности так как они постоянно обновляются и совершенствуются. Мне бы хотелось поделиться с Вами своим опытом применения приемов технологии формирующего оценивания при использовании различных электронных образовательных ресурсов и платформ.
Один из таких приемов, с которого нам хотелось бы начать, называется «Перевод информации».
Суть приема заключается в том, что обучающимся предлагается перевести один вид информации в другой. Данный вид работы выполняется в письменной или устной форме. Обязательным этапом работы служит объяснение обучающихся, каким образом они проделали работу. Например, учащимся можно предложить посмотреть видео и перевести информацию из видео в таблицу. Учащимся даётся табличная информация, на основе которой необходимо составить текстовую информацию в виде сообщения о происходивших событиях в видео. Для реализации данного приема используется ресурс Learning Apps, на который хотелось бы обратить ваше внимание. Данный сайт представляет собой готовый мультимедийный конструктор для создания собственных упражнений различного формата. Здесь можно использовать аудио и видео файлы для создания заданий. Кроме того, на данном сайте можно группировать задания в отдельные папки по темам, а так же создавать виртуальные классы, чтобы задавать определенные задания отдельным группам учащихся. Еще один прием технологии формирующего оценивания для реализации которого используется ресурс Learning Apps является «Умная зарядка». Суть приема заключается в том, что обучающиеся должны ответить на вопросы учителя посредством выполнения заранее оговоренных упражнений. Вопросы для этого метода должны быть однозначные. ( Да/нет). Этот вид оценивания может быть использован в качестве физкультурной паузы и больше подходит для младших школьников. Учащимся можно предложить посмотреть видео на английском языке и ответить на вопросы к нему. Если ответ на вопрос «да», то учащиеся встают, если «нет», то учащиеся садятся. Другие два приема технологии формирующего оценивания, для реализации которых используется ресурс Learning Apps называются «Классификация ошибок» и «Поиск ошибки». В ходе реализации данных приемов учитель намеренно дает школьникам текст с ошибками, где им необходимо было найти и классифицировать ошибки по 2 группам: орфографические и грамматические ошибки. Так же при использовании данных приемов можно добавить и другие категории ошибок, такие как лексические, пунктуационные или фактические ошибки по содержанию ранее прочитанного текста.
Одним из приемов оценивания по итогам изучения темы или раздела является прием «Вопросы для тестов». Учащиеся самостоятельно составляют по какой-либо теме вопросы для теста и дают возможные ответы к ним в формате, заданном учителем. Созданные учащимися викторины в дальнейшем можно использовать в своей работе. Учитель оценивает предметные и метапредметные образовательные результаты. Цель учителя – анализ ответов обучающихся и вывод о возможных трудностях, возникающих у них на уроке. Для отработки данного приема мы используем веб-сервис Quizizz, который представляется собой платформу для создания онлайн-викторин и тестов. Данный ресурс имеет общие черты с такими сервисами, как Kahoot и Spiral. С помощью данного сайта можно: проводить игры, викторины и соревнования; проводить тесты и экспресс-опросы; проводить домашнюю работу; отследить результаты каждого учащегося; предоставить автоматическую обратную связь каждому ученику.
Еще один прием технологии формирующего оценивания, который нам хотелось бы показать, называется «Две звезды и желание». Данный прием позволяет учителю проверить работы всех учеников в классе, но не оценивать их, а определить в каждой два положительных момента (две звезды) и один момент, который заслуживает доработки (желание). Такое оценивание можно проводить и в письменной, и в устной форме. Учащиеся оценивают предметные и метапредметные результаты друг друга. Целью является анализ результатов проверки, который позволит определить уровень владения материалом, выявить ошибки в понимании темы и способность учащихся обобщать. Для реализации данного приема используется ресурс Popplet – это простой в использовании и мощный по функционалу сервис, позволяющий создавать ментальные карты в режиме реального времени. С его помощью возможно добавлять элементы с текстом, картинками, видео ; совместно редактировать карту; сохранять карту в виде картинки или pdf файла; публиковать ментальную карту; демонстрировать карту в режиме презентации; учащиеся могут создавать совместно одну ментальную карту.
Так же данный ресурс может быть использован учащимися и для индивидуальной работы, при отработке таких приемов , как “Упрощение” и “Если бы я был учителем”. Прием “Упрощение” нацелен на переработку и осмысление изученного материала учащимися, целью которого является понять причины непонимания и ошибок учащихся в пересказе, т.к. при отсутствии понимания темы, учащийся не сможет в дальнейшем применить полученные знания на практике. Данный вид оценивания может производиться как в письменной, так и устной форме и основываться на принципах взаимооценки. Прием “Если бы я был учителем” так же основывается на принципах взаимного оценивания, когда учащимся предлагается, поставив себя на место учителя, объяснить своим одноклассникам тему, ход выполнения задания и т.д. Оба этих приема осуществляются с опорой на ментальные онлайн карты, созданные на ресурсе Popplet. Так же, в своей работе мы активно пользуемся ресурсом Он представляет собой веб-приложение, которое позволяет в режиме реального времени отслеживать процесс работы учеников и в любой момент комментировать их работы. Данный ресурс мы используем для отработки таких приемов формирующего оценивания, как «Перевод информации» и «Матрица наблюдения», когда в ходе выполнения практической работы на уроке учитель анализирует, как учащиеся понимают основные идеи, логику выполнения задания. Чтобы создать новый учебный материал, на платформе есть доступ для добавления изображений, видео, текста, интерактивной белой доски. Также можно создать такие задания как: Multiple choice, True or False, Essay, Short Answer и т.д. Можно загрузить план урока в PDF формате или же поискать нужный материал на самой платформе в разделе библиотека. Так же можно выставить определенный тип задания(домашнее задание, работа в классе, викторина и т.д.) Готовый учебный материал учитель по специальной ссылке или по коду предоставляет учащимся. И когда ученики начинают выполнять задания, учитель на своем экране видит продвижение каждого учащегося и в любой момент может предоставить обратную связь. Результаты можно представить в виде процентов, количества верных ответов. Так же доступна функция «Скрыть имена».
Таким образом, активное использование цифровых инструментов и интернет – ресурсов обуславливается постоянным обновлением системы образования в соответствии с изменениями запросов общества и государства к образованию в целом, а так же с постоянным введением инноваций в образовательную сферу. Ввиду того, что современное образование строится на личностно-ориентированном подходе, весь процесс обучения сводится к индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся. Поэтому одним из инструментов корректировки образовательного процесса и залогом его успеха является эффективная обратная связь между учителем и учеником. Приемы формирующего оценивания, а так же активное использование разнообразных интернет – ресурсов и интерактивных приемов и техник в образовательном процессе обеспечивают постоянную обратную связь с учащимися, давая возможность оперативно реагировать на возникающие в ходе работы вопросы и проблемы.
Если вас беспокоит, что думают ученики о ваших уроках, попросите у них отзыв. При работе тет-а-тет можно просто задать вопрос, а с группой важно взять обратную связь весело и ненавязчиво. Я расскажу, какие упражнения лучше всего подойдут для этого и как их провести.
Как организовать работу с обратной связью в классе
1. Выберите для себя стратегию. В первую очередь нужно решить, когда и для чего вы будете собирать обратную связь. Например:
2. Обсудите правила, по которым ученики будут давать обратную связь. Прежде чем начинать работать, поделитесь общими правилами.
Предложите ученикам дополнить список и поделиться идеями, как бы они хотели получать обратную связь от учителей или одноклассников. Главное на этом этапе — создать атмосферу доверия.
3. Сделайте задание коротким, чтобы поддерживать интерес. Не стоит включать в задние очень много вопросов. Вы можете что-то уточнять по ходу задания, чтобы вовлечь в разговор, но не усложняйте. Ваша задача — получить конструктивную обратную связь, а не быстрые ответы на сто вопросов. Также решайте по ситуации и уровню учеников, стоит делать опрос на английском или на русском языке.
4. Поблагодарите учеников. После задания поблагодарите студентов за, то что они делятся с вами мнением, и проведите анализ ответов. Покажите, что это было не впустую: вы слышите и читаете все, чем они делятся. Выделите конкретные идеи, которые вам понравились, и поделитесь ими с классом.
Игровые задания для обратной связи в классе
Для кого: для младших классов.
Предложите ученикам обвести свою ладонь на листе A4. Затем объясните, что для каждого пальчика есть своя фраза, которую нужно закончить:
Когда ученики закончат задание, обсудите ответы. Или можно сделать вопрос анонимным.
Дерево
Для кого: для всех возрастов.
На ватмане нарисуйте дерево или распечатайте готовый рисунок. Каждому ученику дайте по три стикера разных цветов. На одном стикере попросите написать, что им понравилось, на втором — что не понравилось, а на третьем — как улучшить занятия. Наверху дерева ученики клеят первые стикеры, на стволе дерева — вторые и у корней — третьи.
Для ребят постарше можно сделать просто таблицу из трех колонок. Когда задание будет закончено, повесьте рисунок в классе на видном месте.
Также можно предложить ученикам по желанию клеить стикеры в домашней или контрольной работе, если они хотят сказать вам что-то сейчас, а не ждать следующего опроса.
Пары
Для кого: для средней школы и выше.
Попросите учеников поработать в парах. Раздайте листочки, на которых будут вопросы и поля для заполнения. Ученики задают друг другу вопросы и записывают ответы собеседника. Параллельно ученики могут обсудить и подумать, что можно улучшить в уроках. В конце задания предложите нескольким ученикам поделиться впечатлениями и соберите заполненные листки, чтобы сделать детальный анализ.
Рандомный выбор
На уроке воспользуйтесь рандомайзером, чтобы вызывать учеников к доске. Дайте ученику список вопросов и попросите их прочитать. Ученик задает вопрос классу и записывает основные идеи из ответов на доске. В таком формате будет работать весь класс, а студенты смогут по очереди побыть в роли ведущего.
Для работы можно использовать сайт-рандомайзер Wheel of names
Шляпа
Такое задание лучше делать в конце учебного года или перед сезонными каникулами. Раздайте ученикам три листочка и предложите написать ответы на вопросы:
Потом ученики складывают листочки в шляпу или кепку. Затем вытащите несколько бумажек и обсудите то, что написано, спросите мнение всего класса. Но не уточняйте, кто именно это написал.
Форма
Для кого: для старших классов.
Большинство заданий универсальны, так как их можно подстроить под себя: добавить вопросы, которые интересуют именно вас, сделать на английском или русском, дать задание в определенный момент или растянуть на год, чтобы ученики его выполняли, когда появится желание. Все на ваш выбор. Главное — получить обратную связь, чтобы более продуктивно и комфортно работать с учениками в дальнейшем.
А как вы получаете обратную связь от класса?
Когда-то подруга призналась, что не любила учиться в школе и отвечать у доски из-за того, что за этим обязательно следовало неприятное оценивание учителей. Умение дать адекватную обратную связь — очень важный компонент работы педагога. Насколько грамотно учитель справляется с этой задачей, может определить качество обучения в целом.
Давайте поговорим о том, как учителю правильно дать обратную связь и оценить выполненное задание на уроке английского языка.
#1 Задание, а не человек
Главное правило обратной связи — говорим о задании, а не о человеке. Помните, что грамматические ошибки или неправильный — это не основа личности студента и оценивая работу, мы смотрим на нее, а не на самого ученика.
#2 Святая ошибка
Не ошибаясь научится невозможно. Думаю, с этим сложно не согласиться. Пусть студенты помнят об этом и не боятся говорить, писать, отвечать. Задача преподавателя — постоянно напоминать об этом и всячески создавать безопасную атмосферу, в которой ошибиться будет не страшно.
Если это возможно, обсуждайте работу наедине со студентом. Так вы снизите тревожность и неловкость у самых
#3 Юмор — да, сарказм — нет
Без чувства юмора педагогу никуда, а чем дольше мы работаем, тем больше оно перерастает в сарказм и иронию. И хоть остроумные замечания радуют класс, но тому, кому они адресованы, совсем не до смеха. Часто такая обратная связь вызывает обиду и раздражение, а не желание лучше работать.
#4 Минус на минус
Оценивая работу студента обязательно начинайте с позитивных моментов. Подчеркните, что удалось сделать, что выполнено успешно. Например, использование сложной лексики или правильная структура сочинения.
Заканчивайте тоже на позитиве, это даст опору для дальнейшей работы. Ведь если мы только указываем на недостатки, сложно не разочароваться и не бросить занятия.
#5 Индивидуальный подход
Это универсальное правило работает и касательно обратной связи. Не секрет, что все люди разные, и студенты в группе тоже имеют разный характер и стиль обучения.
Кому-то нужно несколько раз объяснять суть ошибки и корректно подбирать слова, а кому-то достаточно пары фраз, кого-то стимулирует конкуренция, а для кого-то она является мощным Будьте внимательными к своим студентам и старайтесь найти подход к каждому.
#6 Наводящие вопросы
Задавайте вопросы типа: А что ты сам/сама думаешь по этому вопросу?”, Какими словами можно было бы заменить эту фразу?”, Возможно, ты помнишь фразовый глагол или идиому, которая хорошо впишется в это предложение?”.
Таким образом мы научим студентов самостоятельно работать над своими ошибками и критически подходить к собственной работе.
#7 Четко и по делу
Избегайте общих фраз типа Good job” и Well done”. Будьте очень точны в том, что удалось студенту и не получилось сделать в работе, об этом и говорите.
#8 Усилие, а не способность
Доказано, что люди, которых хвалят за приложенные усилия “Видно, что ты старался, выполняя это задание”, а не природные способности “Какой ты умный!”, достигали больших успехов в долгосрочной перспективе.
Поэтому обращайте внимание именно на усилия студентов, а не на черты их характера и природные способности.
#9 Критерии нужны
Для эффективной обратной связи полезно иметь набор критериев и ожиданий. Это позволяет студентам держать в фокусе необходимый материал, а нам легче оценивать работу.
#10 Замыкая круг
Очень просто поставить оценку или написать Keep up!”, но такой метод не даст возможности студентам реально научиться на своих (и чужих) ошибках. Описать работу, указать на сильные стороны и недостатки, подсказать над чем стоит поработать — все это занимает много времени, но поверьте, ваши студенты будут благодарны за такой подход к обратной связи, ведь дает возможности для дальнейшего роста.
Организация «обратной связи» – это является наиболее трудной и уязвимой частью работы в школе. Ведь проверка и оценка результатов обучения – сложная методическая проблема. Поэтому не раз приходится возвращаться к ней. С какими же трудностями приходиться сталкиваться? Основных – две: как добиться, чтобы вовремя опроса продуктивно работал весь класс? как добиться, чтобы ученик давал полный ответ на поставленный вопрос?
Обратная связь способствует активизации учебного процесса. Посредством обратной связи ученик получает информацию, которая помогает осознать собственные пробелы в учении и конкретные рекомендации для продвижения вперед, а учитель – информацию, помогающие осознать пробелы в обучении и внесения изменений в свою деятельность (подбор новых методов, техник обучения, внесения изменений в распределении времени урока). Обучение учащихся становится более эффективным в случае, если им предоставляется частая и значимая Обратная связь.
Обратная связь на уроке:
1. Учитель – ученики
2. Ученик – ученики
3. Учитель – ученик
4. Ученик – ученик
Без обратной связи учитель не может понять, состоялось ли обучение. Коммуникация в обучении предполагает, что хорошо налажена работа следующей цепи:
Что я хочу сообщить учащимся – Что я говорю – Что они слышат – Что они понимают.
Как в игре «испорченный телефон», сообщение может быть испорчено на любом из этапов, отмеченных стрелками. Полученное сообщение не всегда идентично полученному, и то, чему мы учим. Не всегда идентично тому, что в результате выучивается. Именно поэтому так важна обратная связь.
Р. С. Немов в “Психологическом словаре” даёт дополнение: “Обратная связь – получение источником информации сведений о том, дошел ли посланный сигнал до адресата и какой эффект этот сигнал в конечном счёте произвёл.
В управлении организмом обратная связь означает физиологический процесс или механизм, который используется для того, чтобы корректировать, исправлять предпринимаемые организмом физические или физиологические действия, делать их более точными и эффективными.
Обратная связь в социальной психологии означает получение одним человеком от другого информации о том, как он воспринимается этим человеком. Учение – это скрытый от нас внутренний процесс, над которым учитель не имеет прямого контроля. Каждый ученик формирует собственное понимание изучаемого материала и решает, что ему для этого необходимо. Поначалу человек формирует знания и умения в общих чертах, а затем «оттачивает» его до необходимого уровня. В процессе обучения работа учащихся улучшается благодаря исправлению неточностей и прояснению непонятного. Каждый раз, всё более приближаясь к идеальному результату. Этот процесс требует практики с обратной связью, но здесь не достаточно, чтобы учитель исправлял работу учеников: учащиеся должны самостоятельно проверять и оценивать себя.
Обратная связь учителя и ученика предназначена для того, чтобы ученик мог время от времени сообщать учителю о том, как выполняется и, какой результат дают полученные в ходе урока практические рекомендации, а сам учитель мог корректировать последующие практические действия ученика.
Учение – это процесс самостоятельного решения проблемы, где под проблемой понимается формирование собственного знания, навыка или умения. Обратная связь – осознанный ответ автору действия или поступка для их регуляции.
Фраза “Ты неадекватен” или прекращение общения – обратная связь. Фраза “С тобой так хорошо!” – также обратная связь. Денежная премия за успехи в работе или штраф за не сделанное дело – тоже вариант обратной связи руководства в адрес работника.
Приемы обратной связи используемые мною на уроке английского языка:
1. « Clear glade » – « Ясная поляна»
2. « Peak» – «Вершина горы»
3. « Revive the tree» – «Оживи дерево»
4. « Fly higher» – «Взлети выше»
5. « Monologue» – «Монолог»
6. « Business game» – «Деловая игра»
1. На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка, грамматический построй предложения, говорение и т.д). Перед каждым ребенком – бабочка. Предлагаем учащимся прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.
2. Гора достижений. На разных уровнях горы вывешивается определённое задание для учеников. По мере их выполнения ребята продвигаются к вершине. Например, на уроке английского языка в 6 классе по теме «Present Simple». Начиная с подножия горы и поднимаясь выше, учитель располагает задания: 1. Выпишите с текста глаголы в 3 лице 2. Какой вспомогательный глагол ставится в вопросительной форме 3 лица 3. Напишите наречия используемые в Present Simple 4. Составьте отрицательное предложение в Present Simple. На протяжении урока дети выполняют задания и поднимаются на гору успехов.
3. Укрась дерево листьями. На ватмане нарисовано дерево. У каждого ребёнка листья трёх цветов: жёлтого, красного и зеленого. Например, английский язык во 2 классе изучение звуков. Жёлтый лист может повесить тот, кто знает открытые звуки в словах, красный лист– умение находить закрытые звуки в словах, зеленый лист – умение находить парные звуки.
4. Взлети выше! На плакате нарисованы: воздушный шар, самолёт и ракета. Под каждым из этих рисунков количество слов. Проверяем технику чтения. Ученик «летает» на том аппарате, который соответствует его технике чтения.
5. Одним из эффективных приемов при выполнении формативного задания по такому навыку, как говорение, является эмпатический монолог. Учащимся предлагается подготовить монолог от 3-го лица на заданную тему. Учащиеся, опираясь на критерии успеха, не только составляют монолог, но и оценивают выступления своих одноклассников.
6. Деловая игра – работа с текстом. 1. « Диктор». Прочитайте текст правильно. 2. « Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте. 3. « Переводчик». Замени иноязычное слово русским. 4. « Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.
Поняв сущность и роль обратной связи, владея умением эффективно использовать обратную связь на разных этапах урока, я получила ожидаемый результат в чтении, говорении и грамматических упражнений. Приемы обратной связи помогли решить тематические вопросы в индивидуальной, парной работе и работе в группах, которые вызывали затруднения в обучении.
1. Инструментами обратной связи в моей практике являются:
3. Фронтальный опрос
4. Рубрики для родителей
5. Фронтальный опрос
Отрицательная мотивации и некачественная обратная связь впитываются нами еще в школе, например, когда ученик только знакомится с основами иностранного языка, пытается произносить первые слова. Естественно при этом «the table» чаще всего звучит как «зэ тэйбл». Тут-то и надо бы закреплять первый, пусть даже кажущийся успех. Но «обычный» учитель не упустит возможности указать на ошибку в произношении, что вряд ли добавит мотивации. С этого момента начинается отрицательное воздействие на разговорную иностранную речь, в результате чего человек все понимает, но ничего сказать не может. Подумайте, в чем смысл при выработке самых первых навыков указывать на их отсутствие, говорить о том, чему ребенок еще не научился, что у него еще плохо получается? Только очень «необычный» учитель может позволить себе оценивать достижения ученика, сравнивая его продвижение с самим собой, а не с каким-либо эталоном. Далеко не каждый профессионал готов увидеть в первых неуклюжих действиях стажера хотя бы крупицу успеха и поддержать его. Всегда проще и легче с высоты собственного богатого опыта заметить ошибки новичка. Но как реально помочь учащимся замечать собственные успехи и позитивно корректировать процесс обучения? Для этого и предлагается использовать приемы и методы обратной связи на уроках.
Скажите “see you later, alligator” поощрительным кивкам и улыбкам, как форме фидбека на разговорных занятиях. Берите скорее ручку – будем учиться давать полезный фидбек, который любой студент сможет использовать для самоанализа, а вы сможете улучшать качество занятий. И в этом нам поможет шаблон для фидбека.
Зачем учителю английского шаблон для фидбека
Я постоянно записываю смешные перлы от студентов, удачные фразы и конструкции или грубые ошибки, которых на данном этапе у студентов не должно быть. Конечно, студенты могут стесняться говорить, если увидят, что вы постоянно что-то записываете. Но я научилась делать это незаметно.
Если же вы давно работаете со студентами, скажите, что иногда можете делать пометки для себя, и чтобы их это не смущало. Объясните, что это нужно для того, чтобы знать, какие темы стоит повторить и дать дополнительное задание.
В течение онлайн-урока удобно делать подобные заметки, ведь студент не увидит, что вы ведете записи и будет чувствовать себя максимально раскованным и говорить спонтанно.
Именно в спонтанной речи видны настоящие знания и всплывают самые закостенелые ошибки. В основном они касаются базовой грамматики и нехватки лексического запаса.
Последние 10 минут разговорного урока можно посвятить разбору и фидбеку. Проведите быстрый аудит: какие ошибки встречались чаще всего, топ-5 слов, в которых студент забывает о правильном ударении, как обстоят дела с предлогами и устраивает ли вас беглость речи студента на текущий момент.
акже выделите и хорошие моменты: где студент перестал делать ошибки и какие новые слова и конструкции стал чаще использовать.
Из чего состоит фидбек на уроке английского
Фидбек для каждого студента должен быть индивидуальный, ведь только вы знаете их сильные и слабые стороны.
Что включить в свой шаблон фидбека:
1. дата и тема урока (поможет отслеживать прогресс студента)
2. три основных блока: Vocabulary, Grammar and Pronunciation
3. цели урока (на чем был акцент, и какие навыки развивали)
4. спонтанные выражения и идиомы, новые фразовые глаголы или просто слова, которые студент не знает
6. ведите записи аккуратно и используйте разные цвета для акцентов на ошибках (например, запишите предложение с ошибкой и подчеркните ее маркером или ручкой следующих цветов – красным грамматику, зеленым лексику, фиолетовым произношение)
7. в блоке записывайте транскрипцию и каверзные звуки, ударение слов в предложении, особенности connected speech и прочее
8. как раз учите новую лексику по теме урока? Проследите, чтобы студент её использовал в речи. Если получилось, отметьте это у себя в записях.
9. не пишите все подряд, отмечайте лишь самые актуальные и повторяющиеся ошибки
В итоге получается шаблон, в котором удобно вести записи даже не глядя.
Вот такой шаблон я использую на своих занятиях
На занятиях я использую Feedback template, который легко адаптировать под себя и распечатать для занятий.
Почему нужно делать записи и давать фидбек на уроке английского?
Фидбек помогает отслеживать прогресс студента и персонализировать учебную программу. Записанный фидбек – дополнительный мотиватор и доказательство работы студента над собой.
Также фидбек поможет улучшить навыки слушания, так как нужно уделять внимание каждому слову, которое скажет студент. Параллельно с этим вы научитесь лучше делать заметки и быстро выделять самое главное в услышанной информации.
Более того, пока студент практикует говорение, а вы делаете заметки, Teacher Talking Time (TTT) сведено к минимуму, именно этого мы добиваемся на уроках.
Сфотографируйте свои записи и отправьте студенту после занятия, а листочек оставьте для себя, чтобы сохранить его в портфолио студента. На этом этапе студент будет видеть свои пробелы, над которыми стоит поработать.
Попросите студента уделить больше внимания темам, в которых были допущены ошибки, и дайте дополнительное задание на них. Предложите студентам хранить ваш фидбек в отдельной папке – спустя время они посмотрят на свой прогресс.
Have a productive speaking lesson y’all!
— это одна из тех мер поощрения, которая решит сразу несколько задач: укажет студенту на его ошибку, сообщит, на чем нужно сконцентрировать его внимание, предложит решение проблемы, мотивирует двигаться дальше.
может предоставляться в трех формах: устной, письменной и Давайте рассмотрим виды и преимущества этих подходов.
#1 Устный
Каждый учитель когда-либо использовал этот вид на занятиях: в виде похвалы, соглашаясь со словами студента или просто словами Yeah, that’s a good one, Jane!”, Great!”, Fantastic!” Сообщать позитивный проще чем, Но что же делать в тех случаях, когда нужно сообщить об ошибке или проблеме?
Вместо того, чтобы сразу говорить No, you’re wrong”, дайте студенту еще один шанс и скажите Try again”. Таким образом студент поймет, что ошибся, но намного легче примет свою ошибку психологически.
Зачастую, языковой барьер” строят учителя своей прямой критикой и замечаниями, вселяя страх и отбивая у студентов все желание говорить. Даже если студент совершил непозволительное количество ошибок, всегда можно найти положительные моменты и подать их первыми. , Well, thank you. I really like that you used new vocab, good job! Now, let’s take a look at this sentence (student’s wrong sentence). Is everything right? Maybe you want to change it somehow?”
, после того, как вы разберете проблему студента, предыдущий можно закончить фразой: Overall, I like how you’re dealing with this topic, I appreciate your efforts. Keep it up!”
Не забывайте, что устный нужно давать вовремя, стараться использовать положительные” слова, быть предельно точным, вступать в диалог и следить за эмоциональным состоянием студента, чтобы не сказать
#2 Письменный
Это то, что мы оставляем в тетрадях и на письменных работах учеников. , который написан на бумаге, может послужить памятным посланием от вас, которое ученик сохранит надолго.
Письменная работа – это идеальный шанс указать на правильные ответы, сильные стороны, сложные конструкции и недочеты, на которые стоит обратить внимание.
При проверке письменных работ я рекомендую использовать метод зеленой ручки. Это прием, когда вы проверяете работу не красной, а зеленой ручкой или любым другим цветным маркером и выделяете правильные ответы и особенно понравившиеся вам участки текста.
, на уроках правописания у младших школьников вы можете обводить самые удачные буквы, в домашнем задании по лексике – самые сложные и каверзные по слова, по грамматике – все удачные временные конструкции.
Задача – показать, что именно студент делает хорошо и какого уровня ему стоит придерживаться. Таким образом, студент запомнит и сохранит в памяти только удачные формулировки и сконцентрируется на своих достижениях. Ни в коем случае не выделяйте в тексте ошибки, чтобы положительный эффект от этого метода не исчез.
Что же делать, когда ошибки критичны и недопустимы в контексте вашего урока? Вы можете вклеить небольшую заметку в работе ученика и вынести на неё эти ошибки с просьбой повторить данный материал, дать полезные ссылки или распечатки или даже попросить студента подойти лично, чтобы обсудить тему вместе после урока.
Как вариант — используйте готовые стикеры, в которые можно вписать свои пожелания для студента.
Например, стикеры #Teachaholic
Даже если работа оставляет желать лучшего, у студента все равно остается приятное ощущение от финального комментария и подбадривающей рожицы.
#3 Визуальный
Тут есть два вида : опять же стикеры или ваше лицо и жесты. Со стикерами все понятно. Сейчас их придумано такое множество, что на любую человеческую реакцию найдется картинка, фраза или мем, чтобы передать эмоцию без лишних слов.
А вот с эмоциями на лице нужно работать. Ученики, особенно дети, очень хорошо подмечают перемены в лице, голосе и жестах учителя и принимают это на свой счет. Учителям очень важно отработать навык pokerface, чтобы не выдавать свое разочарование/злость/критику во время урока. Да, иногда так и тянет закатить глаза или приложить руку к лицу.
Но это, , не профессионально и не этично. А , это может окончательно ученика и дать ему понять, что вы насмехаетесь над ним. Не очень хочется оказаться в подобной ситуации, не так ли?
Соберите себе арсенал положительных и нейтральных жестов, которые будут сигнализировать об одобрении или ошибке. Вы можете вполне обойтись без слов, будто бы играя в пантомиму и подталкивая студента к правильному ответу.
, если студент не на правильном пути, вы можете показать руками жест подумай еще”, изображая руками лопасти катамарана, или жест стоп” открытой ладонью к студенту, или жест приблизительно/плюс-минус” вращая одной ладонью в левую и в правую стороны. Всё это сопровождайте соответствующей эмоцией на лице, чтобы вас точно правильно поняли.
Вы также можете ввести на уроках жесты, которые будут понятны только вам и вашим студентам. Создайте такой себе шифр, который привнесет элемент веселья, и снизит уровень стресса от ошибок.
Не важно, какие вы используете виды на уроке английского. Важно, что вы держите студентов в курсе их прогресса и помогаете исправляться в процессе обучения, не игнорируя их ошибки. А также поддерживайте положительную атмосферу на уроках, прививая любовь к процессу обучения.