АУДИТ В ВУЗАХ ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ НЕ ПРОШЕЛ АККРЕДИТАЦИЮ

Студенты привыкли относиться к своему университету как к надежному и стабильному учреждению. Однако в некоторых случаях вуз может прекратить образовательную деятельность. Чаще всего это происходит потому, что университет не проходит аккредитацию. Мы объясним, что значит это слово и подскажем, что делать студенту, если институт лишили аккредитации.

Больше студенческих секретов и лайфхаков доступно подписчикам нашего телеграм-канала. Присоединяйтесь и будьте в курсе новостей из мира образования.

Что такое аккредитация и для чего она нужна?

Аккредитация — подтверждение того, что образовательные программы института или университета адекватны государственным стандартам и обеспечивают высокое качество подготовки студентов.

Осуществлять образовательную деятельность можно, только если институт проходит аккредитацию. Потерять ее в ходе проверки можно, если:

Что такое аккредитация вуза

Аккредитация учебного заведения — это документальное подтверждение того, что данный вуз соответствует образовательным стандартам, установленным государством.

Чтобы понять, что такое аккредитация вуза простыми словами, расшифруем это официальное определение. Тогда станет ясно, что аккредитация — это право вуза учить студентов и выдавать им диплом государственного образца.

Если университет или академия не прошли аккредитацию или были ее лишены, их выпускники могут получить только диплом собственного образца. Однако такой документ чаще всего не рассматривается работодателями.

Есть и другие проблемы: со свидетельством негосударственного образца нельзя поступать в магистратуру, аспирантуру или получать второе высшее образование.

Аккредита́ция вы́сшего уче́бного заведе́ния — процедура признания качества деятельности образовательной организации или образовательной программы в соответствии с установленными стандартами.

Аккредитация в образовании — «формальное общественное признание, имеющее отношение к качеству учреждения или программы, основанное на регулярном оценивании и согласованных стандартах» (CRE — Совет ректоров Европы, 2001).

Аккредитация проводится в отношении образовательной организации в целом (институциональная аккредитация) или в отношении отдельных образовательных программ (программная/специализированная аккредитация).

Спецификой аккредитации в высшем образовании России является множественность ее видов: государственная аккредитация, общественная аккредитация, профессионально-общественная аккредитация, международная аккредитация, совместная международная аккредитация.

Аккредитация (лат. , «доверять») — процедура официального подтверждения (свидетельства) соответствия претендента на аккредитацию установленным критериям, показателям, требованиям (стандарту). Наиболее распространена в сфере оказания профессиональных услуг, для оценки качества которых потребитель услуг, как правило, не обладает достаточными компетенциями. Де-факто различают аккредитацию национальным органом по аккредитации в национальной системе аккредитации (Федеральный закон от 28.12.2013 № 412-ФЗ), ведомственные системы обязательной сертификации, образованные различными федеральными органами исполнительной власти и организациями, осуществляющими полномочия по аккредитации с подтверждением соответствия (нормируется подзаконными НПА в соответствие с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2010 № 1760-р и на основании Федерального закона “О техническом регулировании”). и аккредитацию в рамках отраслевых НПА ведомств.

К аккредитуемым услугам относят: услуги по образованию, услуги по проведению испытаний (испытательные лаборатории), услуги по клинической диагностике (медицинские лаборатории), услуги по калибровке (калибровочные лаборатории), услуги по сертификации (органы по сертификации) и т. п. Как правило, аккредитацию проводят органы по аккредитации, которые осуществляют свою деятельность по определённым правилам и процедурам.

. Государственная аккредитация образовательной деятельности

1. Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, за исключением образовательных программ дошкольного образования, программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), образовательных программ, реализуемых в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с нарушением интеллекта, и основных программ профессионального обучения.

2. Целью государственной аккредитации является подтверждение аккредитационным органом соответствия качества образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам, установленным аккредитационным показателям.

3. Аккредитационные показатели представляют собой совокупность обязательных требований, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом к качеству образования.

4. Аккредитационные показатели могут устанавливаться по основным образовательным программам, относящимся к одному уровню образования, одному направлению подготовки, профессии, специальности, одной области образования, области и виду профессиональной деятельности, укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки. Аккредитационные показатели, методика расчета и применения аккредитационных показателей по основным общеобразовательным программам начального, основного и среднего общего образования и образовательным программам среднего профессионального образования утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования. Аккредитационные показатели, методика расчета и применения аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.

5. Государственная аккредитация проводится аккредитационным органом – федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, в соответствии с полномочиями, установленными статьями 6 и 7 настоящего Федерального закона, по заявлениям организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

6. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, при государственной аккредитации образовательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность и имеющей расположенные в других субъектах Российской Федерации филиалы, а также при государственной аккредитации образовательной деятельности индивидуального предпринимателя, зарегистрированного на территории одного субъекта Российской Федерации и осуществляющего образовательную деятельность на территории других субъектов Российской Федерации, организует проведение государственной аккредитации образовательной деятельности во взаимодействии с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

7. При проведении государственной аккредитации по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации по указанным образовательным программам в отношении каждого уровня общего образования, к которому относятся заявленные для государственной аккредитации основные общеобразовательные программы.

8. При проведении государственной аккредитации по основным профессиональным образовательным программам аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации по указанным образовательным программам в отношении каждого уровня профессионального образования, либо каждому направлению подготовки, специальности, профессии, либо укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, либо области образования или виду профессиональной деятельности, к которым относятся заявленные для государственной аккредитации основные профессиональные образовательные программы, в соответствии с заявлением организации, осуществляющей образовательную деятельность.

9. Формы заявлений о государственной аккредитации образовательной деятельности и перечень прилагаемых к ним документов, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, направляемых с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети “Интернет”, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, требования к заполнению, оформлению и порядку подачи в аккредитационный орган заявлений о государственной аккредитации образовательной деятельности, порядок их приема аккредитационным органом, случаи и основания, при наличии которых аккредитационный орган принимает решение о возврате заявлений о государственной аккредитации образовательной деятельности и прилагаемых к ним документов, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования. Межведомственные запросы о предоставлении документов и (или) информации, находящихся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, направляются аккредитационным органом с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

10. Образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно, имеют право обратиться с заявлением о государственной аккредитации по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности или одновременно с заявлением о получении лицензии на осуществление образовательной деятельности по данным программам (внесении изменений в реестр лицензий).

11. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, имеют право обратиться с заявлением о государственной аккредитации основных профессиональных образовательных программ при наличии в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обучающихся, прошедших промежуточную аттестацию по соответствующим образовательным программам не менее чем за один год обучения по этим образовательным программам.

12. В день принятия решения о государственной аккредитации образовательной деятельности аккредитационным органом в государственную информационную систему “Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам” вносится запись, подтверждающая наличие государственной аккредитации образовательной деятельности, заверенная усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица аккредитационного органа. Государственная аккредитация образовательной деятельности действует бессрочно, за исключением случая, указанного в настоящей части. Срок действия государственной аккредитации образовательной деятельности иностранных организаций, осуществляющих образовательную деятельность за пределами территории Российской Федерации, составляет:

1) шесть лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам;

2) двенадцать лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам.

13. За государственную аккредитацию образовательной деятельности, внесение изменений в сведения, содержащиеся в государственной информационной системе “Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам”, на основании заявлений организаций, осуществляющих образовательную деятельность, внесение в государственную информационную систему “Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам” записи, подтверждающей наличие временной государственной аккредитации образовательной деятельности, уплачивается государственная пошлина в порядке и размерах, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Взимание платы за предоставление выписки из указанной государственной информационной системы не допускается.

14. Организации, осуществляющей образовательную деятельность и возникшей в результате реорганизации в форме разделения или выделения, предоставляется временная государственная аккредитация образовательной деятельности по образовательным программам, реализация которых осуществлялась реорганизованной организацией и которые имели государственную аккредитацию, без проведения аккредитационной экспертизы, предусмотренной частью 17 настоящей статьи. Срок действия временной государственной аккредитации образовательной деятельности составляет один год. В день принятия решения о предоставлении временной государственной аккредитации образовательной деятельности аккредитационный орган вносит в государственную информационную систему “Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам” запись, заверенную усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица аккредитационного органа, подтверждающую наличие временной государственной аккредитации образовательной деятельности.

15. Организациям, осуществляющим образовательную деятельность, которым установлены контрольные цифры приема на обучение по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам по профессиям, специальностям и направлениям подготовки либо укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, предоставляется временная государственная аккредитация образовательной деятельности сроком на два года по образовательным программам, относящимся к соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки либо укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, без проведения аккредитационной экспертизы, предусмотренной частью 17 настоящей статьи. В день принятия решения о предоставлении временной государственной аккредитации образовательной деятельности аккредитационный орган вносит в государственную информационную систему “Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам” запись, заверенную усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица аккредитационного органа и подтверждающую наличие временной государственной аккредитации образовательной деятельности.

16. При прекращении действия лицензии на осуществление образовательной деятельности действие государственной аккредитации образовательной деятельности прекращается со дня внесения соответствующей записи в реестр лицензий на осуществление образовательной деятельности. В день прекращения действия лицензии на осуществление образовательной деятельности в государственную информационную систему “Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам” в автоматическом режиме вносятся сведения о прекращении действия государственной аккредитации образовательной деятельности.

17. Государственная аккредитация проводится по результатам аккредитационной экспертизы, которая основана на принципах объективности ее проведения и ответственности экспертов за качество ее проведения.

18. Предметом аккредитационной экспертизы является подтверждение соответствия качества образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам установленным аккредитационным показателям.

19. Аккредитационный орган привлекает к аккредитационной экспертизе экспертов и (или) экспертные организации. Эксперты, экспертные организации, в том числе эксперты таких организаций, не могут находиться в гражданско-правовых отношениях (эксперты, в том числе эксперты экспертных организаций, также в трудовых отношениях) с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, при участии в аккредитационной экспертизе в отношении такой организации. Порядок аккредитации, привлечения, отбора экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к аккредитационной экспертизе, а также ведения реестра экспертов и экспертных организаций, в том числе квалификационные требования к экспертам и экспертным организациям, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования. Оплата услуг экспертов и экспертных организаций и возмещение понесенных ими в связи с участием в аккредитационной экспертизе расходов производятся в порядке и размерах, которые установлены Правительством Российской Федерации.

20. Информация о проведении аккредитационной экспертизы, в том числе заключение, составленное по результатам аккредитационной экспертизы, размещается аккредитационным органом на его официальном сайте в сети “Интернет”.

21. Принятие аккредитационным органом решения о государственной аккредитации осуществляется в срок, не превышающий двадцати пяти рабочих дней со дня приема заявления о проведении государственной аккредитации и прилагаемых к этому заявлению документов, при условии соответствия этих заявления и документов требованиям в соответствии с частью 9 настоящей статьи.

22. Аккредитационный орган отказывает в государственной аккредитации по заявленным к государственной аккредитации основным образовательным программам, относящимся к соответствующим уровням образования, либо каждому направлению подготовки, специальности, профессии, либо укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, либо области образования, области или виду профессиональной деятельности, к которым относятся заявленные для государственной аккредитации основные профессиональные образовательные программы, в соответствии с заявлением организации, осуществляющей образовательную деятельность, при несоответствии таких основных образовательных программ аккредитационным показателям.

23. Положение о государственной аккредитации образовательной деятельности утверждается Правительством Российской Федерации.

24. Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности в том числе устанавливаются:

1) порядок разработки, согласования и утверждения аккредитационных показателей;

2) порядок проведения аккредитационной экспертизы;

3) порядок принятия решения о государственной аккредитации, об отказе в государственной аккредитации или о лишении государственной аккредитации, в том числе с участием коллегиального органа аккредитационного органа;

4) требования к порядку предоставления запроса о выдаче выписки из государственной информационной системы “Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам” в целях подтверждения записи о государственной аккредитации образовательной деятельности, порядку формирования и выдачи указанной выписки, в том числе в электронном формате с нанесенным на нее двухмерным штриховым кодом, содержащим в кодированном виде адрес страницы в сети “Интернет” с размещенными на ней записями в государственной информационной системе “Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам”, содержащими сведения об организации, получившей государственную аккредитацию образовательной деятельности, а также форма и состав сведений, содержащихся в выписке из указанной государственной информационной системы;

5) основания и порядок внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственной информационной системе “Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам”;

6) особенности проведения аккредитационной экспертизы при проведении государственной аккредитации:

а) образовательной деятельности по профессиональным образовательным программам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, и профессиональным образовательным программам в области информационной безопасности;

б) образовательной деятельности по образовательным программам, реализуемым посредством использования сетевой формы реализации образовательных программ;

в) образовательной деятельности, организуемой в форме практической подготовки обучающихся;

г) образовательной деятельности по образовательным программам, реализуемым с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

д) образовательной деятельности образовательных организаций, учредителями которых являются религиозные организации, в части подтверждения образовательного ценза педагогических работников таких образовательных организаций;

е) образовательной деятельности загранучреждений Министерства иностранных дел Российской Федерации;

7) порядок учета сведений о результатах мониторинга в системе образования, независимой оценки качества образования и качества подготовки обучающихся, независимой оценки условий осуществления образовательной деятельности, профессионально-общественной аккредитации, сведений из отчетов организации, осуществляющей образовательную деятельность, о самообследовании, применяемый при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности.

Аккредитация высшего учебного заведения

В большинстве стран высшие учебные заведения проходят аккредитацию. Это оценка и признание качества деятельности образовательной организации в целом или отдельных образовательных программ. Аккредитация в высшем образовании дается, как правило, на 5—6 лет.

В России аккредитация в сфере образования регламентируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и «Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности». В соответствии с Федеральным законом существует несколько видов аккредитации: государственная аккредитация как обязательная форма регламентации образовательной деятельности для аккредитованных вузов и независимые формы — общественная и профессионально-общественная аккредитации.

Государственную аккредитацию проводит федеральный орган исполнительной власти — Рособрнадзор на соответствие требованиям федеральным государственным образовательным стандартам. По результатам государственной аккредитации вуз получает свидетельство о государственной аккредитации на 6 лет.

Общественную и профессионально-общественную аккредитацию проводят уполномоченные российские, зарубежные или международные организации на соответствие российским профессиональным или международным стандартам.

Свидетельство о государственной аккредитации

При успешном прохождении процедуры государственной аккредитации учебное заведение получает свидетельство о государственной аккредитации, которое выдает Рособрнадзор.

Наличие свидетельства об аккредитации дает вузу право предоставлять при поступлении абитуриентам льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а студентам очной формы обучения предоставлять отсрочку от призыва на срочную военную службу, а также право на поступление в магистратуру.

Выданное учебному заведению свидетельство о государственной аккредитации действительно только при наличии приложения к нему. Именно в приложении указан перечень всех аккредитованных профессиональных образовательных программ, по которым вуз имеет право предоставлять выше указанные льготы учащимся и выдавать по окончании диплом государственного образца (в действующем законодательстве — диплом установленного образца).

В большинстве стран мира учебные заведения и медицинские учреждения не аккредитуются непосредственно федеральным правительством. Аккредитация традиционно осуществляется различными некоммерческими объединениями (национальными или региональными) и уполномоченными организациями. Россия — практически единственная страна, где проводится государственная аккредитация государственным органом исполнительной власти.

Во всех европейских странах, а также в Казахстане, Грузии, Турции организации по аккредитации высшего образования (аккредитационные агентства) один раз в 5 лет проходят процедуру международного признания («аккредитация аккредитаторов») по Европейским стандартам для гарантии качества высшего образования, которые были официально утверждены Конференцией министров образования (Берлин, 2005) в рамках Болонского процесса. При успешном прохождении такой процедуры аккредитационные агентства получают статус полного члена Европейской Ассоциации гарантии качества в высшем образовании ENQA и проходят официальную регистрацию в Европейском реестре гарантии качества EQAR. В России такой статус имеет Национальный центр профессионально-общественной аккредитации (Нацаккредцентр).

Решения аккредитационного агентства признаются во всех странах-участницах Болонского процесса и заносятся в Базу данных аккредитованных вузов и образовательных программ DEQAR.

Также сложилась мировая практика специализированной аккредитации для образовательных программ «регулируемых профессий» (инженерные, медицинские, бизнес-образования и др.) Например, аккредитацию программ в области техники и технологий проводит Аккредитационный центр Ассоциации инженерного образования России (АИОР). В области бизнес-образования для программ MBA наиболее известны аккредитации EQUIS, AMBA, AACSB, служащие своеобразным «знаком качества» учебных заведений.

Аккредитация организаций, оказывающих услуги в области охраны труда

Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, должны быть аккредитованы в соответствии с Порядком, установленным Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н, которым утверждены Перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда. В Перечень входят услуги по:

Организация, предполагающая осуществлять оказание услуг в области охраны труда, представляет в Министерство труда России заявление, в котором указываются:

Организация, предполагающая осуществление функции службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек, в дополнение к сведениям, указанным в пункте 5 Правил, должна указать в заявлении сведения о специалистах, имеющих высшее профессиональное образование, подтвержденное документом государственного образца, и стаже их практической работы в области охраны труда.

Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ст. 217 Трудового кодекса РФ).

Организация, осуществляющая функции по проведению обучения работодателей и работников вопросам охраны труда, в дополнение к сведениям, указанным выше, должна указать в заявлении:

Чем грозит потеря аккредитации?

Если это произошло, то университет не может осуществлять образовательную деятельность по конкретной специальности, т.к. лишается соответствующей лицензии. В итоге студенты, которые заканчивают учебу, получат диплом не государственного, а установленного образца. Он не позволяет устроиться на работу в государственные учреждения и также может не рассматриваться многими серьезными организациями.

В то же время большинство частных фирм воспринимают диплом просто как формальность и обеспечивают трудоустройство выпускников с любым дипломом, оценивая, в первую очередь, их знания и умения.


АУДИТ В ВУЗАХ ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ НЕ ПРОШЕЛ АККРЕДИТАЦИЮ

Как проходит аккредитация вуза

Государственная аккредитация вуза проходит в несколько этапов.

Сначала, когда вуз только открывается, проводится первичное лицензирование: учебному заведению дается разрешение набирать студентов на те или иные специальности.

Не чаще, чем раз в 2 года возможно прохождение постлицензионного контроля. Повторное лицензирование раньше проводилось каждые 5 лет, но с 2011 года лицензия выдается на бессрочный период.

После первого выпуска по каждой специальности проводится экспертиза качества образования. Если ее результаты удовлетворительны, университет получает аккредитацию.

Интересно, сколько действует аккредитация вуза? Эта процедура проходит раз в 5 лет.

Проверку проводит комиссия Рособрнадзора. Также они занимаются плановым постлицензионным контролем. В этой же организации можно проверить вуз на лицензию и аккредитацию.

Если в Рособрназдор поступают многочисленные жалобы на университет или институт, они имеют право проводить внеплановые проверки. Лишение аккредитации произойдет, если:

Что будет, если вуз не пройдет аккредитацию

Если вуз потерял аккредитацию, но у него осталась лицензия, он по-прежнему может вести набор и обучать студентов. При этом его выпускники получат диплом негосударственного образца, который не дает права на работу по специальности или дальнейшее обучение.

С таким дипломом установленного образца можно рассчитывать только на работу в частной фирме, где работодателю нужны не определенные документы, а реальные умения.

Важный для юношей аспект: если вуз не прошел аккредитацию, учеба в нем не дает право на отсрочку от армии.


АУДИТ В ВУЗАХ ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ НЕ ПРОШЕЛ АККРЕДИТАЦИЮ

Если вуз лишили лицензии, не расстраивайтесь: у вас есть шансы все же получить заветный диплом

Аккредитация специальности в вузе

Помимо аккредитации университета в целом, аккредитовать нужно и отдельные образовательные программы. Если у самого вуза нет проблем с действующей лицензией, но специальность не аккредитована, ее выпускникам не выдадут диплом гос. образца.

Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Как проверить вуз на аккредитацию и лицензию

Есть несколько методов, чтобы проверить аккредитацию вуза.

Если не можете на сайте найти, где посмотреть аккредитацию вуза, можно задать вопрос об учебном заведении в электронной приемной. Ответ придет на указанный электронный адрес.

Государственная аккредитация на первом этапе носила добровольный заявительный характер и имела важный для вуза мотивационный механизм: при прохождении государственной аккредитации вуз получал право на выдачу своим выпускникам диплома государственного образца и право пользования печатью с государственной символикой, студенты — право на отсрочку воинской службы. При прохождении государственной аккредитации вуз мог подтвердить, установить (для негосударственных вузов) или изменить свой государственный аккредитационный статус, например, из института стать академией или университетом при условии соответствия критериям аккредитации.

Государственная аккредитация наряду с процедурой сбора информации, которая сравнивалась с результатами других вузов и критериями аккредитации, включала также процедуру внешней экспертизы деятельности вуза: учебной, научной, воспитательной работы, квалификацию научно-педагогических кадров, достаточность учебных ресурсов, возможности продолжения образования. Для этого формировались экспертные комиссии в составе до 10 человек, представители федеральных и региональных органов управления образованием, других образовательных учреждений.

В отличие от государственной аккредитации задачей общественных механизмов оценки является повышение качества образования, стимулирование развития учреждений образования, признание их достижений на национальном и международном уровне.

Общественная аккредитация в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» прописана в статье 96 как возможность прохождения российскими вузами процедуры оценки и признания в иностранных, зарубежных и российских органах и организациях. Но она не получила должного развития, в связи с тем, что зарубежные (иностранные) агентства не проводят институциональную аккредитацию, только программную. Однако, таким образом, для вузов появилась возможность и потребность в прохождении международной и совместной аккредитации.

Международная аккредитация нашла отражение в Программах развития отдельных федеральных и национальных исследовательских вузов, утвержденных Постановлением Правительства РФ, а также в федеральных и национальных программах развития образования. Международная аккредитация рассматривается как процедура оценки и признания образовательных программ высшего образования на соответствие международным стандартам и международным правилам её проведения, утвержденным международной организацией (ассоциацией) и проводимой агентством, официально признанном такой международной организацией. Для стран-участниц Болонского процесса стандарты и правила прохождения аккредитации утверждены Конференцией министров образования в 2005 году (вторая версия — в 2015 году) в документе «Стандарты и рекомендации для гарантии качества в европейском пространстве высшего образования» ESG, который разработан Европейской ассоциацией гарантии качества в высшем образовании (ENQA), Европейской ассоциацией университетов (EUA), Европейской ассоциацией учреждений высшего образования (EURASHE), Ассоциацией Международное образование (EI), Европейской ассоциацией бизнес-структур (BUSINESS-EUROPE), Европейской ассоциацией студентов (ESU) и Европейским реестром гарантии качества (EQAR).

В 2018 году по поручению Конференции министров EQAR создал и ведёт Базу данных аккредитованных вузов и программ — DEQAR, которые прошли аккредитацию по международным стандартам и правилам в признанном EQAR аккредитационном агентстве, независимо от того, зарубежное оно или национальное. Об этом говорится в Парижском коммюнике (24- 25 мая, 2018 г.): «Мы приветствуем создание Базы данных результатов внешней гарантии качества (DEQAR) и будем способствовать её распространению». Целью создания DEQAR является, кроме всего прочего, повышение мобильности и упрощение признания периодов обучения студентов, дипломов и квалификаций выпускников.

Что делать студентам?

Если выпускник не хочет рисковать и получать диплом установленного образца, для него есть три варианта действий.

Переход в другой вуз на аналогичную специальность.

Такой переход предлагает сам институт. О том, что он лишился аккредитации, вуз обязан сообщить сотрудникам и учащимся в течение 5 рабочих дней, а также разместить эту информацию на сайте. После этого те, кто решил переводиться, пишут соответствующие заявления, и в течение еще 5 дней они должны получить список учебных заведений, где смогут завершить учебу. Оформлением и передачей документов для перехода студента занимается сам вуз, задача учащегося лишь написать заявление на перевод.

Недостатком этого варианта является то, что перевод может занимать до полугода, и в итоге сроки обучения затягиваются.

Перевод внутри своего вуза на другую аккредитованную специальность

Такой перевод проходит проще: студент также пишет соответствующее заявление, и деканат занимается его оформлением. Но минусом этого способа может быть то, что на другой специальности нужно будет «досдать» некоторые предметы, которые не изучались прежде — т.н. «академразницу». В зависимости от курса перевода таких может быть от 3 до 12.

Прохождение итоговой аттестации в другом вузе

Если студент уверен в своих знаниях, он может пройти государственную итоговую аттестацию в другом учебном заведении. При этом ему нужно будет сдать все предметы, которые он изучил после того, как его вуз потерял аккредитацию. Это же касается защиты практики и курсовых работ. Процесс может занять от 3 до 6 месяцев. Его результатом станет диплом государственного образца того вуза, где проходила аттестация.

Конечно, доучиваться на новой специальности или готовиться к экзаменам в новом вузе непросто. Приходится или в установленные сроки сдавать незнакомые для себя предметы или повторять уже пройденный материал. Часто очень сложно успеть подготовить все работы в срок. Чтобы не прерывать образование и не откладывать получение диплома, можно обратиться в сервис помощи студентам. Его специалисты быстро и квалифицированно помогут решить срочные вопросы.

Процедура аккредитации должна проводиться в соответствии со следующими принципами: добровольность (аккредитуют только те лаборатории, которые изъявляют желание подвергнуться процедуре), независимость (органы по аккредитации не должны быть связаны с аккредитуемыми лабораториями общими интересами), компетентность (органы по аккредитации должны быть охвачены системой внешней проверки их компетентности, как правило, со стороны других органов по аккредитации), доступность (аккредитация должна проводиться по правилам, которые являются общедоступными), равноправность (ко всем лабораториям предъявляются одинаковые требования). При положительном исходе процедуры лаборатория получает документ (аттестат аккредитации), который удостоверяет, что лаборатория соответствует требованиям ISO/IEC 17025.

Функции национального органа по аккредитации в Российской Федерации возложены на Федеральную службу по аккредитации (Росаккредитация). В то же время аккредитацию проводит ряд негосударственных органов по аккредитации.

Что делать, если вуз не прошел аккредитацию

У студентов вуза, который потерял аккредитацию, есть несколько вариантов действий.

1. Ничего не предпринимать и получить диплом собственного образца. Это может привести к трудностям при трудоустройстве.

2. Перейти на такую же специальность в другой вуз. Университет, который потерял аккредитацию, обязан известить об этом студентов и предоставить им перечень учебных заведений с аналогичными специальностями, куда они могут перевестись.

Процесс перевода осуществляет вуз, но он может занять до полугода.

3. Перейти в своем вузе на близкую специальность. Если аккредитацию потерял не вуз, а образовательная программа, студенты могут продолжить обучение по родственной специальности.

Недостаток этого варианта – необходимость досдавать академическую разницу.

4. Доучиться в вузе, лишенном аккредитации, и пройти итоговую аттестацию в другом учебном заведении.

Как и в предыдущем случае, сдавать придется много: все те предметы, которые были изучены после того, как вуз потерял аккредитацию (включая защиту практики и курсовых).

Если вам приходится доучиваться в новом вузе, то без поддержки не обойтись. Обращайтесь в студенческий сервис: его эксперты помогут сделать любую учебную работу или подготовиться к экзаменам.

Можно ли получить компенсацию?

Если вуз предложил варианты перевода в другие учебные заведения, то он выполнил обязательства, и в таком случае рассчитывать на компенсацию не приходится. Если же сотрудники проявили недобросовестность и всеми силами скрывали информацию, то, согласно законодательству, студентам должны вернуть деньги, внесенные ими после того, как вуз не прошел аккредитацию.

Мы тоже поможем вам сэкономить: для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Как узнать, какой институт прошел аккредитацию?

Ответ на этот вопрос получают из официальных документов. В учебных планах и образовательных программах указаны сроки их принятия и даты, когда они были аккредитованы. Эта процедура проходит каждые пять лет.

Кроме того, нужная информация размещается на сайте специальной организации — Рособрнадзора. На этом ресурсе действует также электронная приемная, где вы можете задать вопрос об интересующем вас учебном заведении.