АККРЕДИТАЦИЯ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ

ЗАВЕРШИЛОСЬ ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

20-21 июня 2023г. в Российском государственном университете им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) в г. Москве прошло очное обучение в формате двухдневного семинара по программе ДПО (повышение квалификации) «Новая модель государственной аккредитации образовательной деятельности: подходы, технологии, инструменты».  Данная программа реализуется Росаккредагентством впервые, ее тематика неразрывно связана с изменением нормативно-правовой базы и реализацией новой модели государственной аккредитации образовательной деятельности.

В работе семинара приняли участие руководители и ведущие специалисты Рособрнадзора, Росаккредагентства, представитель Министерства просвещения РФ, ведущих университетов, СПКФР, ФЦТ, ГК «IPR MEDIA», НАРК.

В рамках программы были рассмотрены вопросы нормативно-правового обеспечения государственной аккредитации, риск-ориентированной модели оценки качества высшего образования,  аккредитационных показателей для целей государственной аккредитации и аккредитационного мониторинга,  технологии сбора данных по показателям аккредитационного мониторинга, порядке проведения аккредитационной экспертизы в соответствии с новой моделью аккредитации, подачи  документов для проведения государственной аккредитации и др.

Заместитель директора Росаккредагентства Емельянов А. С. разъяснил слушателям актуальные положения нормативно-правового обеспечения государственной аккредитации образовательной деятельности. Заместитель директора-директор филиала Росаккредагентства Петропавловский М. С. представил аналитический доклад по основным нарушениям в оформлении и ведении сайтов образовательных организаций.

О порядке проведения аккредитационной экспертизы в соответствии с новой моделью аккредитации рассказал заместитель начальника Управления государственных услуг и цифровой трансформации Рособрнадзора Кулиев Н. А.

Второй день обучения открыла заместитель руководителя Рособрнадзора Кочетова С. М. с докладом об опыте применения в новой модели государственной аккредитации оценочных средств для оценки качества подготовки обучающихся.

В рамках выполнения практической работы Алтыникова Н. В. дала методические рекомендации по разработке оценочных средств и отбору основных образовательных программ высшего образования для участия в аккредитационном мониторинге.

Обучение завершилось итоговой аттестацией слушателей.

Аккредита́ция вы́сшего уче́бного заведе́ния — процедура признания качества деятельности образовательной организации или образовательной программы в соответствии с установленными стандартами.

Аккредитация в образовании — «формальное общественное признание, имеющее отношение к качеству учреждения или программы, основанное на регулярном оценивании и согласованных стандартах» (CRE — Совет ректоров Европы, 2001).

Аккредитация проводится в отношении образовательной организации в целом (институциональная аккредитация) или в отношении отдельных образовательных программ (программная/специализированная аккредитация).

Спецификой аккредитации в высшем образовании России является множественность ее видов: государственная аккредитация, общественная аккредитация, профессионально-общественная аккредитация, международная аккредитация, совместная международная аккредитация.

Государственная аккредитация на первом этапе носила добровольный заявительный характер и имела важный для вуза мотивационный механизм: при прохождении государственной аккредитации вуз получал право на выдачу своим выпускникам диплома государственного образца и право пользования печатью с государственной символикой, студенты — право на отсрочку воинской службы. При прохождении государственной аккредитации вуз мог подтвердить, установить (для негосударственных вузов) или изменить свой государственный аккредитационный статус, например, из института стать академией или университетом при условии соответствия критериям аккредитации.

Государственная аккредитация наряду с процедурой сбора информации, которая сравнивалась с результатами других вузов и критериями аккредитации, включала также процедуру внешней экспертизы деятельности вуза: учебной, научной, воспитательной работы, квалификацию научно-педагогических кадров, достаточность учебных ресурсов, возможности продолжения образования. Для этого формировались экспертные комиссии в составе до 10 человек, представители федеральных и региональных органов управления образованием, других образовательных учреждений.

В отличие от государственной аккредитации задачей общественных механизмов оценки является повышение качества образования, стимулирование развития учреждений образования, признание их достижений на национальном и международном уровне.

Общественная аккредитация в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» прописана в статье 96 как возможность прохождения российскими вузами процедуры оценки и признания в иностранных, зарубежных и российских органах и организациях. Но она не получила должного развития, в связи с тем, что зарубежные (иностранные) агентства не проводят институциональную аккредитацию, только программную. Однако, таким образом, для вузов появилась возможность и потребность в прохождении международной и совместной аккредитации.

Международная аккредитация нашла отражение в Программах развития отдельных федеральных и национальных исследовательских вузов, утвержденных Постановлением Правительства РФ, а также в федеральных и национальных программах развития образования. Международная аккредитация рассматривается как процедура оценки и признания образовательных программ высшего образования на соответствие международным стандартам и международным правилам её проведения, утвержденным международной организацией (ассоциацией) и проводимой агентством, официально признанном такой международной организацией. Для стран-участниц Болонского процесса стандарты и правила прохождения аккредитации утверждены Конференцией министров образования в 2005 году (вторая версия — в 2015 году) в документе «Стандарты и рекомендации для гарантии качества в европейском пространстве высшего образования» ESG, который разработан Европейской ассоциацией гарантии качества в высшем образовании (ENQA), Европейской ассоциацией университетов (EUA), Европейской ассоциацией учреждений высшего образования (EURASHE), Ассоциацией Международное образование (EI), Европейской ассоциацией бизнес-структур (BUSINESS-EUROPE), Европейской ассоциацией студентов (ESU) и Европейским реестром гарантии качества (EQAR).

В 2018 году по поручению Конференции министров EQAR создал и ведёт Базу данных аккредитованных вузов и программ — DEQAR, которые прошли аккредитацию по международным стандартам и правилам в признанном EQAR аккредитационном агентстве, независимо от того, зарубежное оно или национальное. Об этом говорится в Парижском коммюнике (24- 25 мая, 2018 г.): «Мы приветствуем создание Базы данных результатов внешней гарантии качества (DEQAR) и будем способствовать её распространению». Целью создания DEQAR является, кроме всего прочего, повышение мобильности и упрощение признания периодов обучения студентов, дипломов и квалификаций выпускников.

Студенты привыкли относиться к своему университету как к надежному и стабильному учреждению. Однако в некоторых случаях вуз может прекратить образовательную деятельность. Чаще всего это происходит потому, что университет не проходит аккредитацию. Мы объясним, что значит это слово и подскажем, что делать студенту, если институт лишили аккредитации.

Больше студенческих секретов и лайфхаков доступно подписчикам нашего телеграм-канала. Присоединяйтесь и будьте в курсе новостей из мира образования.

Что такое аккредитация вуза

Аккредитация учебного заведения — это документальное подтверждение того, что данный вуз соответствует образовательным стандартам, установленным государством.

Чтобы понять, что такое аккредитация вуза простыми словами, расшифруем это официальное определение. Тогда станет ясно, что аккредитация — это право вуза учить студентов и выдавать им диплом государственного образца.

Если университет или академия не прошли аккредитацию или были ее лишены, их выпускники могут получить только диплом собственного образца. Однако такой документ чаще всего не рассматривается работодателями.

Есть и другие проблемы: со свидетельством негосударственного образца нельзя поступать в магистратуру, аспирантуру или получать второе высшее образование.

Как проходит аккредитация вуза

Государственная аккредитация вуза проходит в несколько этапов.

Сначала, когда вуз только открывается, проводится первичное лицензирование: учебному заведению дается разрешение набирать студентов на те или иные специальности.

Не чаще, чем раз в 2 года возможно прохождение постлицензионного контроля. Повторное лицензирование раньше проводилось каждые 5 лет, но с 2011 года лицензия выдается на бессрочный период.

После первого выпуска по каждой специальности проводится экспертиза качества образования. Если ее результаты удовлетворительны, университет получает аккредитацию.

Интересно, сколько действует аккредитация вуза? Эта процедура проходит раз в 5 лет.

Проверку проводит комиссия Рособрнадзора. Также они занимаются плановым постлицензионным контролем. В этой же организации можно проверить вуз на лицензию и аккредитацию.

Если в Рособрназдор поступают многочисленные жалобы на университет или институт, они имеют право проводить внеплановые проверки. Лишение аккредитации произойдет, если:

Что будет, если вуз не пройдет аккредитацию

Если вуз потерял аккредитацию, но у него осталась лицензия, он по-прежнему может вести набор и обучать студентов. При этом его выпускники получат диплом негосударственного образца, который не дает права на работу по специальности или дальнейшее обучение.

С таким дипломом установленного образца можно рассчитывать только на работу в частной фирме, где работодателю нужны не определенные документы, а реальные умения.

Важный для юношей аспект: если вуз не прошел аккредитацию, учеба в нем не дает право на отсрочку от армии.


АККРЕДИТАЦИЯ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ

Если вуз лишили лицензии, не расстраивайтесь: у вас есть шансы все же получить заветный диплом

Аккредитация специальности в вузе

Помимо аккредитации университета в целом, аккредитовать нужно и отдельные образовательные программы. Если у самого вуза нет проблем с действующей лицензией, но специальность не аккредитована, ее выпускникам не выдадут диплом гос. образца.

Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Как проверить вуз на аккредитацию и лицензию

Есть несколько методов, чтобы проверить аккредитацию вуза.

Если не можете на сайте найти, где посмотреть аккредитацию вуза, можно задать вопрос об учебном заведении в электронной приемной. Ответ придет на указанный электронный адрес.

Что делать, если вуз не прошел аккредитацию

У студентов вуза, который потерял аккредитацию, есть несколько вариантов действий.

1. Ничего не предпринимать и получить диплом собственного образца. Это может привести к трудностям при трудоустройстве.

2. Перейти на такую же специальность в другой вуз. Университет, который потерял аккредитацию, обязан известить об этом студентов и предоставить им перечень учебных заведений с аналогичными специальностями, куда они могут перевестись.

Процесс перевода осуществляет вуз, но он может занять до полугода.

3. Перейти в своем вузе на близкую специальность. Если аккредитацию потерял не вуз, а образовательная программа, студенты могут продолжить обучение по родственной специальности.

Недостаток этого варианта – необходимость досдавать академическую разницу.

4. Доучиться в вузе, лишенном аккредитации, и пройти итоговую аттестацию в другом учебном заведении.

Как и в предыдущем случае, сдавать придется много: все те предметы, которые были изучены после того, как вуз потерял аккредитацию (включая защиту практики и курсовых).

Если вам приходится доучиваться в новом вузе, то без поддержки не обойтись. Обращайтесь в студенческий сервис: его эксперты помогут сделать любую учебную работу или подготовиться к экзаменам.

Что такое аккредитация и для чего она нужна?

Аккредитация — подтверждение того, что образовательные программы института или университета адекватны государственным стандартам и обеспечивают высокое качество подготовки студентов.

Осуществлять образовательную деятельность можно, только если институт проходит аккредитацию. Потерять ее в ходе проверки можно, если:

Как узнать, какой институт прошел аккредитацию?

Ответ на этот вопрос получают из официальных документов. В учебных планах и образовательных программах указаны сроки их принятия и даты, когда они были аккредитованы. Эта процедура проходит каждые пять лет.

Кроме того, нужная информация размещается на сайте специальной организации — Рособрнадзора. На этом ресурсе действует также электронная приемная, где вы можете задать вопрос об интересующем вас учебном заведении.

Чем грозит потеря аккредитации?

Если это произошло, то университет не может осуществлять образовательную деятельность по конкретной специальности, т.к. лишается соответствующей лицензии. В итоге студенты, которые заканчивают учебу, получат диплом не государственного, а установленного образца. Он не позволяет устроиться на работу в государственные учреждения и также может не рассматриваться многими серьезными организациями.

В то же время большинство частных фирм воспринимают диплом просто как формальность и обеспечивают трудоустройство выпускников с любым дипломом, оценивая, в первую очередь, их знания и умения.


АККРЕДИТАЦИЯ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ

Можно ли получить компенсацию?

Если вуз предложил варианты перевода в другие учебные заведения, то он выполнил обязательства, и в таком случае рассчитывать на компенсацию не приходится. Если же сотрудники проявили недобросовестность и всеми силами скрывали информацию, то, согласно законодательству, студентам должны вернуть деньги, внесенные ими после того, как вуз не прошел аккредитацию.

Мы тоже поможем вам сэкономить: для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Что делать студентам?

Если выпускник не хочет рисковать и получать диплом установленного образца, для него есть три варианта действий.

Переход в другой вуз на аналогичную специальность.

Такой переход предлагает сам институт. О том, что он лишился аккредитации, вуз обязан сообщить сотрудникам и учащимся в течение 5 рабочих дней, а также разместить эту информацию на сайте. После этого те, кто решил переводиться, пишут соответствующие заявления, и в течение еще 5 дней они должны получить список учебных заведений, где смогут завершить учебу. Оформлением и передачей документов для перехода студента занимается сам вуз, задача учащегося лишь написать заявление на перевод.

Недостатком этого варианта является то, что перевод может занимать до полугода, и в итоге сроки обучения затягиваются.

Перевод внутри своего вуза на другую аккредитованную специальность

Такой перевод проходит проще: студент также пишет соответствующее заявление, и деканат занимается его оформлением. Но минусом этого способа может быть то, что на другой специальности нужно будет «досдать» некоторые предметы, которые не изучались прежде — т.н. «академразницу». В зависимости от курса перевода таких может быть от 3 до 12.

Прохождение итоговой аттестации в другом вузе

Если студент уверен в своих знаниях, он может пройти государственную итоговую аттестацию в другом учебном заведении. При этом ему нужно будет сдать все предметы, которые он изучил после того, как его вуз потерял аккредитацию. Это же касается защиты практики и курсовых работ. Процесс может занять от 3 до 6 месяцев. Его результатом станет диплом государственного образца того вуза, где проходила аттестация.

Конечно, доучиваться на новой специальности или готовиться к экзаменам в новом вузе непросто. Приходится или в установленные сроки сдавать незнакомые для себя предметы или повторять уже пройденный материал. Часто очень сложно успеть подготовить все работы в срок. Чтобы не прерывать образование и не откладывать получение диплома, можно обратиться в сервис помощи студентам. Его специалисты быстро и квалифицированно помогут решить срочные вопросы.