Опубликован Приказ № 660/306/448 от 24.04.2023 “Об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации аккредитационного мониторинга системы образования”.
Устанавливается единая методика проведения аккредитационного мониторинга системы образования, которая должна быть использована всеми участниками процесса.
Аккредитационному мониторингу подлежат организации, осуществляющие образовательную деятельность, имеющие государственную аккредитацию.
Аккредитационный мониторинг проводится не реже 1 раза в 3 года. Первый аккредитационный мониторинг пройдет в 2023 году.
Процедура аккредитационного мониторинга будет включать следующие этапы:
Приказ вносит изменения в критериальные значения и в методику расчета всех показателей.
По программам высшего образования показатели остались практически без изменений, а вот методика значительно доработана.
По программам среднего профессионального образования добавлено целых 3 новых показателя:
Приказ вступает в силу 1 сентября 2023 года и действует до 1 сентября 2028 года.
Разработчики VIKON уже начали работу по внесению изменений в модуль “VIKON. Аккредитационный мониторинг”, который позволяет предварительно рассчитать аккредитационные показатели до начала проведения процедуры Аккредитационного мониторинга в сентябре 2023 года. Предварительно релиз запланирован на 7-8 июня 2023 г.
Отправить заявку на модуль “VIKON. Аккредитационный мониторинг” можно по ссылке: https://db-nica.ru/order
процедура и сроки проведения аккредитационного мониторинга системы образования;
показатели аккредитационного мониторинга по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, высшего образования и методики их расчета.
Результаты аккредитационного мониторинга системы образования размещаются на официальных сайтах Рособрнадзора, Минпросвещения и Минобрнауки в сети “Интернет” в виде итогового отчета.
Настоящий приказ действует до 1 сентября 2028 года.
Дата публикации на сайте: 01.06.2023
Больше документов и разъяснений по антикризисным мерам — в системе
КонсультантПлюс.
Зарегистрируйся и получи пробный доступ
Постановлением Правительства №450 от 24 марта 2022 “О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. №662” определен порядок проведения аккредитационного мониторинга.
Документ вносит следующие изменения:
Для самостоятельного расчета показателей Аккредитационного мониторинга рекомендуем воспользоваться модулем “VIKON. Аккредитационный мониторинг”.
В конце марта стало известно, что аккредитацию и лицензирование вузов планируют сделать бессрочными. Необходимость разработки нового подхода, в частности, аргументировали тем, что нужно исключить дублирование требований, которое есть сегодня. А почти месяц спустя раскрыли первые подробности — например, о частоте проверок и последствиях отказа в аккредитации.
Изменения затрагивают все образовательные организации, которые реализуют основные образовательные программы (за исключением программ для дошкольников и аспирантуры) и основные программы профобучения. То есть школ и организаций системы СПО это тоже касается. Но пока в большей степени всё же обсуждают аккредитацию именно университетов.
Новые правила вступают в силу с 1 марта 2022 года.
Процедуру аккредитации сведут к выявлению степени соответствия учебных заведений заранее определённым критериям. И как раз они не были известны до недавних пор.
В июне появились первые предположения о содержании аккредитационных показателей, касающиеся квалификации преподавателей, уровня подготовки студентов и качества приёма.
А в октябре опубликовали проект приказа, в котором содержится список этих показателей. Они касаются нескольких тематических блоков — это:
Наконец, 29 ноября на портале правовой информации появился приказ Минобрнауки, зарегистрированный Минюстом. Перечень показателей значительно сократился по сравнению с первой редакцией проекта этого документа. Из него убрали три последних тематических блока. Да, непосредственно образовательные программы и оснащение оценивать не будут.
Приказ, как и правила аккредитации, вступает в силу с 1 марта 2022 года, но будет действовать до 1 сентября 2024-го. Вероятно, за это время предполагается оценить объективность и действенность новой системы.
В документе содержатся три вида показателей:
Каждый из этих разделов содержит свой список аккредитационных показателей, которые имеют свои вес и градации для начисления баллов. Сами критерии во всех трёх списках одинаковые. Однако их количество и вес меняются в зависимости от цели, для которой эти критерии используются.
Итак, всего показателей девять:
С одной стороны, для многих стало неожиданностью, что в список аккредитационных показателей не вошли такие названные в проекте критерии, как:
С другой стороны, по сравнению с изначальным проектом приказа, этот документ не перегружен показателями, которые не имеют прямого отношения к качеству образования. Например, таких:
Тем не менее пользователи соцсетей довольно неоднозначно восприняли грядущие изменения. По мнению некоторых из них, принятые критерии не являются маркерами именно качества знаний студентов. Кроме того, считают комментаторы, такие показатели, как средний балл ЕГЭ абитуриентов и доля трудоустроившихся выпускников, напрямую не зависят от вузов.
Однако с этим мнением не согласились эксперт в области высшего образования Александр Молчанов и Михаил Свердлов, директор по развитию бизнеса в Skypro и заведующий кафедрой Skyeng в Институте образования ВШЭ. Они считают, что баллы ЕГЭ абитуриентов — «ценность», то есть подтверждение того, что конкретный вуз и конкретные программы выбирают сильные ребята с высокими показателями. Кроме того, вуз может повлиять на этот показатель, увеличив минимальный балл. Но те, кто критикует эту систему, считают, что она вредна для региональных университетов, так как самые сильные выпускники традиционно стремятся в столичные вузы, а повышение минимальных баллов может закончиться для вуза недобором.
Что касается трудоустройства, то в этот показатель заложены такие критерии, как востребованность выпускников конкретного университета на рынке труда, узнаваемость вуза, а также его умение работать с целевой аудиторией, разъясняет Александр Молчанов.
А Михаил Свердлов считает, что этот критерий стимулирует вузы не просто формально давать студентам знания, читая лекции, а помогать им стать востребованными специалистами.
Пожалуй, всё же не совсем. Напомним, в этом году поменяли и правила приёма в вузы. Наибольшей критике подверглась отмена второй волны поступления. Из-за этого нововведения даже олимпиадникам не хватило положенных им бюджетных мест. Поскольку абитуриенты понимали, что второго шанса на зачисление у них не будет, многие ребята с достаточно высокими баллами ЕГЭ выбирали более безопасные варианты и подавали документы в вузы послабее, считая, что у них там больше шансов пройти по конкурсу.
В связи с этим в ряде топовых университетов на некоторых направлениях (например, в МГУ) произошёл отток наиболее успешных абитуриентов и заметно снизились проходные баллы, потому что зачислили ребят с посредственными результатами ЕГЭ, зато готовых рискнуть и дождаться финала конкурса. Выходит, не всё зависит от качества работы учебного заведения.
Соответствующий совместный приказ выпустили Минобрнауки, Минпросвещения и Рособрнадзор.
Аккредитационный мониторинг является частью общего мониторинга системы образования, который проводится на основании Постановления Правительства №662. В ходе аккредитационного мониторинга вёдется стандартизированное наблюдение за соблюдением образовательными организациями аккредитационных показателей. Если выявляются факты их несоблюдения, образовательные организации получают от контролирующих органов рекомендации по повышению качества образования.
Напомним, с 1 марта 2022 года вступили в силу новые правила аккредитации образовательных организаций. Главное изменение — аккредитация стала бессрочной. Но, как поясняли разработчики, новая система предполагает специальный мониторинг. Если по нему видно, что учебное заведение в зоне риска, его ждут проверки.
В новом документе прописаны процедура и сроки проведения этого мониторинга, а также (в приложениях) показатели, которые будут рассчитывать и анализировать в его процессе, и методики их расчёта для школ, организаций среднего профессионального образования и вузов. Документ вступает в силу 1 сентября 2023 года и будет действовать до 1 сентября 2028-го.
Аккредитационный мониторинг будет проводить Рособрнадзор не реже одного раза в три года, а впервые такая процедура пройдёт уже в 2023-м. Сбор информации будет проходить с сентября по декабрь. Обрабатывать собранные данные ведомство будет до 25 января следующего года.
Затем Рособрнадзор будет готовить итоговый отчёт и передавать его в Минпросвещения и Минобрнауки, а те должны будут до 1 мая по его итогам составить рекомендации. Итоговые данные все три ведомства должны публиковать на своих сайтах до 1 июня.
Как именно будут собирать данные, в новом приказе не сказано, потому что это регулируется Правилами осуществления мониторинга системы образования, утверждёнными Постановлением Правительства №662. Там сказано, что сбор сведений о вузах ведёт Рособрнадзор совместно с Минобрнауки или подведомственные им организации, а об остальных — Рособрнадзор совместно с органами исполнительной власти или подведомственные им организации.
Главное в новом приказе — это, конечно, показатели, которые школам, колледжам и вузам нужно будет представлять для мониторинга, и методики их расчёта. Они приведены в приложениях. Например, для вузов установлено восемь показателей, среди которых:
Методика расчёта этих показателей для вузов занимает 15 страниц.
Кстати, в конце прошлого года глава Рособрнадзора рассказал о результатах тестового мониторинга. По его словам, число отказов в аккредитации университетов увеличилось в пять раз.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Опубликовано письмо Рособрнадзора №03-148 от 06.09.2023, которое описывает порядок проведения процедуры аккредитационного мониторинга в 2023 году.
Вслед за ним в вузы отправлено письмо Рособрнадзора № 06-284 от 08.09.2023 с уточняющим расписанием внесения данных в ИС ГА.
В соответствии с приказом Приказом № 660/306/448 от 24.04.2023 “Об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации аккредитационного мониторинга системы образования” с 1 сентября по 1 декабря 2023 года осуществляется сбор информации, необходимой для проведения аккредитационного мониторинга системы образования.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, и их филиалы вносят информацию в модуль аккредитационного мониторинга системы образования ведомственной информационной системы государственной аккредитации образовательной деятельности (ИС ГА) Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, в соответствии со сроками, указанными в расписании для субъекта Российской Федерации, на территории которого расположена организация, осуществляющая образовательную деятельность или филиал, согласно расписанию.
Для предварительного расчета показателей аккредитационного мониторинга программ ВО и СПО предлагаем воспользоваться модулем “VIKON. Аккредитационный мониторинг”.