ОИВ
–
учреждение, созданное в соответствии
с требованиями законодательства для
участия в осуществлении функций ИВ и
наделенное для этих целей
государственно-властными полномочиями.
ОИВ
обособлен
юридически (имеет
свою структуру, не входит в состав другой
организации, его компетенция не производна
от компетенции иного органа), функционально
(осуществляет
управленческие функции в определенной
сфере жизни общества в соответствии с
его компетенцией).
Основы
правового статуса, порядок деятельности
и компетенция, система ОИВ регулируются
Конституцией РФ и рядом нормативно-правовых
актов.
-самостоятельны
в осуществлении исполнительной и
распорядительной деятельности, в
отношениях с субъектами представительной
и судебной властей. Но в целях нормального
функционирования государства ОИВ
постоянно взаимодействуют с другими
ветвями власти;
–
обладают государственно-властными
полномочиями строго в пределах
установленной для них компетенции;
–
их деятельность носит подзаконный
характер;
–
находятся на бюджетном финансировании.
Виды
ОИВ. О ИВ
можно классифицировать по ряду признаков:
В
зависимости от государственного
устройства:
–
ФОИВ
(правительство,
министерства, государственные комитеты,
федеральные комиссии, службы и надзоры,
российские агентства);
–
правительства, советы министров,
министерства, государственные комитеты
(на уровне РФ, республик, Москвы,
Санкт-Петербурга);
–
комитеты, службы, главные управления,
отделы, инспекции, агентства, администрации,
мэрии и т. д. (на различных уровнях).
3.
По характеру
компетенции выделяют:
–
ОИВ
общей компетенции: осуществляют
на определенной территории руководство
всеми или большинством отраслей
управления (Правительство РФ; правительства,
администрации субъектов Федерации);
–
ОИВ
отраслевой компетенции: руководство
подведомственными отраслями (напр.,
Министерство путей сообщения);
–
ОИВ
межотраслевой компетенции: выполняют
общие специализированные функции для
всех или большинства отраслей управления
(напр., Министерство промышленности,
науки и технологий);
–
ОИВ
внутриотраслевой компетенции: руководство
определенным участком работ в пределах
отрасли.
4.
По
характеру разрешения подведомственных
вопросов:
–
единоначальные:
решающая власть принадлежит
Понятие
построения системы ОИВ
Система
ОИВ – совокупность ОИВ и система их
взаимоотношений, построенная на основе
разграничения компетенции между ними.
Систему
ФОИВ, установление
которой относится к ведению РФ, образуют:
–
федеральные министерства (отраслевое
управление);
-государственные
комитеты, федеральные комиссии
(межотраслевое управление);
–
федеральные службы, российские агентства,
федеральные надзоры (осуществляют
специальные функции в установленных
сферах ведения);
–
иные ФОИВ (напр., Управление делами
Президента РФ).
Систему
ОИВ субъектов Федерации образуют:
–
высший орган ИВ субъекта Федерации;
–
иные органы ИВ, формы которых определяются
самими субъектами Федерации.
Наиболее
разветвлены и многообразны. Именно они
организуют исполнение законов и указов
главы гос-ва, издают большое кол-во
организационно-распорядительных актов.
Виды-
1)правит-во
РФ явл. высшим коллегиальным органом
ИВ, возглавляющую единую систему ИВ РФ,
состоит из председателя, его заместителя
и фед. министров, издает постановления
и распоряжения и обеспечивает их
исполнение. 2)фед.
минис-ва явл. Ф ОИВ, осуществ-ими ф-ии по
выработке гос. политики. Возглавляет
фед. министр входящий в состав правит-ва.
Министерство самостоятельно осущест-ет
правовое регулирование в установ-ой
сфере деят-ти, за исключением вопросов
правовое регулирование осуществ-ся
исключительно ФЗ, актами президента и
правит-ва. 3)
фед.
служба ФОИВ, осущ-ет ф-ии по контролю и
надзору в устан-ой сфере деят-ти, а так
же спец. ф-ии в обл. обороны, гос.
безопастности. Возглавляет директор,
может иметь статус коллегиального
органа. Фед. служба не может осущ-ть в
установ-ой сфере деят-ти НП регулирование,
кроме случаев установ-ых указами
президента. 4)
фед.
агенства- ФОИВ осущ-ет в установ. Сфере
деят-ти ф-ии по оказанию гос. услуг, по
управ-ию гос. имущ-ом и правопри-ые ф-ии,
за искл. Ф-ий по контролю и надзору. В
пределах своей компетенции издают
индивид. правовые акты. Возглавляет
директор. Может иметь статус коллегиального
органа. Не в праве осущ-ть НП регулирование
в установ-ой сфере деят-ти и ф-ии по
контролю и надзору кроме случаев установ.
Указами президента. 5)терр-ые
органы фед. министерств, служб и агентств-
к ним относятся урпавление ФСБ по
саратовской обл. осущ-ют свою деят-ть
под руковод-ом центр. О ФИВ 6)
в
S
устан-ся сис-ма ОИВ во главе с высшим
ИОГВ S,
возглавляемым руководителем этого
высшего ИОГВ S.
В больш-ве случаев высшими звеньями
стистемы ИВ S
выступают губернатор(края и обл)Ю
правит-во(края и обл), обл. и терр-ые ИОГВ.
7)высшее
должностное лицо- возглавляет ИВ S
16,17. Правительство рф- высший оив
правит-во
осущ-ет ИВ РФ состоит из председателя
, его замов и фед. министров. Регулируется
законом(о правит-ве РФ)ю правит-во явл.
высшим коллегальным органом ИВ,
возглавляющим единую систему ИВ в РФ.
В этом законе так же достаточно точно
регламент-ся порядок формирования,
полномочия, организация деят-ти и
взаимоотношения с президентом, ФС, ОСВ.
Председатель правит-ва назначается и
освобождается от должности президентом
по основаниям, предусмотренном в конст.
Правит-во организует реализацию внутр.
и внеш. политики, осуществ-ет регулирование
в соц. эконом. сфере, обеспечивает един-во
ИВ, контролирует деят-ть ее органов,
формирует фед. целевые программы и
обеспечивает их реализацию. Реализует
право законодательной инициативы.
Издает постановления и распоряжения и
обеспечивает их исполнение. В основе
взаимоотн-ий правит-ва с органами гос
власти S
лежит положение о том, что в пределах
ведения РФ и ее полномочий по предметам
совместного с S
ведения ФОИВ и ОИВ S
образуют единую систему ИВ. Правит-во
координирует деят-ть ОИВ S
и осущес-ет контроль за их деят-тью по
вопросам совместного ведения. Основные
правила организации деят-ти правит-ва
урегулированы в регламенте правит-ва.
Обеспечение и обслуживание деят-ти
правит-ва возложено на аппарат правит-ва,
кт. возглавляет руководитель аппарата(член
правит-ва), назначает и освобождает
президент по представлению председателя
правит-ва.
Если
мы говорим о правовом положении органа
исп.власти, то тут статус определяется
как совокупность прав и обязанностей.
Однако
применительно к органам исп.власти
совокупность прав и обязанностей носит
название компетенция
(полномочия).
Помимо
прав и обязанностей, стоит выделять
также организационно структурный блок
статуса,
который включает в себя порядок
образования данного органа и его
внутреннюю структуру, цели деятельности.
Наличие
АП статуса подразумевает наличие
административной
правосубъектности ОИВ-это
общая возможность ОИВ быть участником
Адм.правоотношений, возможность иметь
субъективные права и осуществлять
их+обязанности.
Говоря
про правосубъектность ОИВ, нужно
уточнить, что мы не можем различать
право и дееспособность, в отличие от
статуса физ.лиц. тут единство право и
дееспособности. Но вопрос о деликтоспособности
дискуссионный.
Возможна
ли ответственность коллективных
субъектов, в том числе ОГВ?-в юридическкой
науке существует такой подход, в том
числе и КоАп допускает привлечение
юридических лиц, та формулировка, которая
используется в КоАп охватывает и
гос.органы.
Одним
из важнейших составляющих статуса
является компетенция.
Это
неразрывная совокупность прав и
обязанностей ОИВ в сфере государственного
управления.
В случае с ОИВ права и обязанности
неразрывно связаны. Если
мы даем органу право, то это одновременно
и обязанность. Особенно высшим органам
управления (правительство, министерства)
законодатель дает дискреционные
полномочия
(например, у Правительства и министерств
есть дискреционное полномочие по
выработке и реализации гос.политики в
какой-либо сфере. Но уровень дискреции,
то есть как это должно быть реализовано-никак
не ограничен). То
есть это очень широкое полномочие.
В
теории АП принято выделять различные
блоки компетенции:
В
соотв.с федеративным устройством:
По
порядку разрешения подведомственных
вопросов:
–
здесь можно выявить закономерность, в
частности, орган общей компетенции
обычно коллегиальный, так как общая
компетенция подразумевает решение
самых общих вопросов, которые затрагивают
множество сфер управления. Единоначальные
органы, как правило, отраслевые или
межотраслевые, потому что есть лицо,
которое отвечает за эту отрасль.
Федеральные органы исполнительной власти — органы государственной власти (государственного управления), выполняющие исполнительные функции государственного управления в Российской Федерации.
В статье представлен список федеральных органов исполнительной власти России, действующих после проведения административной реформы 2004 года, и их руководителей (кроме министерств и министров, которые по должности входят в состав Правительства России).
После даты назначения или освобождения от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти стоит номер соответствующего Указа или распоряжения Президента Российской Федерации (отмечены значком *), постановления или распоряжения Правительства Российской Федерации.
Упразднённые, преобразованные и переименованные федеральные органы исполнительной власти выделены курсивом.
Федеральные органы исполнительной власти в списке расположены в хронологическом порядке по дате их создания.
После вступления в должность 7 мая 2012 года В. В. Путина указом Президента РФ от 7 мая 2012 года № 837 были приняты заявления об отставке:
Перечисленным лицам было поручено исполнять свои обязанности впредь до утверждения структуры федеральных органов исполнительной власти и осуществления в установленном порядке назначений на соответствующие должности.
В дальнейшем при вступлении в должность вновь избранного президента, руководители федеральных органов исполнительной власти, подведомственных президенту, не переназначались (кроме министров).
Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации
Указом Президента Российской Федерации от 24 января 1995 г. № 67 Федеральное управление фельдъегерской связи при Министерстве связи Российской Федерации реорганизовано в Государственную фельдъегерскую службу Российской Федерации.
Упразднена Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 г. № 1177 (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 1996 г. № 1326 Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации преобразована в Государственную фельдъегерскую службу Российской Федерации Министерства связи Российской Федерации).
Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 г. № 867 Государственная фельдъегерская служба при Правительстве Российской Федерации преобразована в Государственную фельдъегерскую службу Российской Федерации.
Федеральная служба безопасности Российской Федерации
Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 1993 г. № 2233 создана Федеральная служба контрразведки Российской Федерации.
Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков
Указом Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 г. № 306 Государственный комитет по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ при Министерстве внутренних дел Российской Федерации преобразован в Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ переименован в Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Указом Президента Российской Федерации от 28 июля 2004 г. № 976 Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ переименована в Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
Упразднена Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156.
Федеральная служба охраны Российской Федерации
В 1991 г. образовано Главное управление охраны Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 28 июля 1995 г. № 774 установлено, что Главное управление охраны Российской Федерации является объектом оперативного управления Службы безопасности Президента Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 1333 установлено, что Главное управление охраны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти на правах государственного комитета Российской Федерации.
Главное управление специальных программ президента Российской Федерации
Указом президента Российской Федерации от 30 апреля 1998 г. № 483 Главное управление специальных программ президента Российской Федерации преобразовано из государственного органа в федеральный орган исполнительной власти.
Управление делами президента Российской Федерации
Распоряжением президента Российской Федерации от 15 ноября 1993 г. № 735-рп Главное социально-производственное управление Администрации президента Российской Федерации преобразовано в Управление делами президента Российской Федерации.
Указом президента Российской Федерации от 2 августа 1995 г. № 797 установлено, что Управление делами президента Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти.
Федеральная миграционная служба
Образована Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314.
Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству
Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 Комитет Российской Федерации по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами преобразован в Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству.
Федеральная служба по оборонному заказу
Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 Государственный комитет Российской Федерации по оборонному заказу при Министерстве обороны Российской Федерации преобразован в Федеральную службу по оборонному заказу.
Упразднена Указом Президента Российской Федерации от 8 сентября 2014 г. № 613.
Федеральная служба по техническому и экспортному контролю
Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации преобразована в Федеральную службу по техническому и экспортному контролю Российской Федерации (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. № 649 — Федеральная служба по техническому и экспортному контролю).
Федеральное агентство специального строительства
Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 Федеральная служба специального строительства Российской Федерации переименована в Федеральное агентство специального строительства.
Упразднено Указом Президента Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. № 727.
Федеральная служба исполнения наказаний
В соответствии с Федеральным законом от 9 марта 2004 г. № 314-ФЗ, пунктом 26 ФССП – не создано. Данный орган исполнительной власти образуется в соответствии с изданием отдельного федерального закона вводящего в действие данный орган исполнительной власти.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 1847 Федеральная регистрационная служба преобразована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Федеральная служба судебных приставов
Образована Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 как Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636 Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития переименована в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения.
Федеральная служба по труду и занятости
Образовано Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314.
Упразднено Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724.
Федеральное агентство по физической культуре и спорту
Образовано Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 как Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму.
Указом Президента Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. № 1453 Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму преобразовано в Федеральное агентство по физической культуре и спорту.
Упразднено Указом Президента Российской Федерации от 7 октября 2008 г. № 1445.
Федеральное архивное агентство
Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 Федеральная архивная служба России преобразована в Федеральное архивное агентство.
Федеральное агентство по культуре и кинематографии
Упразднено Указом Президента Российской Федерации от 20 ноября 2020 г. № 719.
Федеральная служба по интеллектуальной собственности
Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 Российское агентство по патентам и товарным знакам преобразовано в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.
Указом Президента Российской Федерации от 24 мая 2011 г. № 673 Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам переименована в Федеральную службу по интеллектуальной собственности.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Образовано Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 как Федеральное агентство по науке.
Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. № 649 Федеральное агентство по науке преобразовано в Федеральное агентство по науке и инновациям.
Упразднено Указом Президента Российской Федерации от 4 марта 2010 года № 271.
Федеральное агентство по образованию
Упразднено Указом Президента Российской Федерации от 4 марта 2010 г. № 271.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
Образована Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 как Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования.
Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. № 649 Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования преобразована в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.
Федеральное агентство водных ресурсов
Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности переименован в Федеральную службу по атомному надзору.
Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. № 649 Федеральная служба по технологическому надзору и Федеральная служба по атомному надзору преобразованы в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии преобразован в Федеральную службу по техническому регулированию и метрологии.
Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. № 649 Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии преобразована в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.
Федеральная служба по технологическому надзору
Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 134 Федеральный горный и промышленный надзор России преобразован в Федеральную службу по технологическому надзору.
Федеральное агентство по атомной энергии
Упразднено Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2008 г. № 369.
Федеральное космическое агентство
Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 Российское авиационно-космическое агентство преобразовано в Федеральное космическое агентство.
Упразднено с 1 января 2016 года по Указу Президента Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. № 666.
Федеральное агентство по промышленности
Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу преобразован в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636 вновь образовано Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
Указом Президента Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. № 819 Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству преобразовано в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Федеральное агентство по энергетике
Указом Президента Российской Федерации от 24 сентября 2007 г. № 1274 Федеральное агентство по рыболовству преобразовано в Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству.
Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству преобразован в Федеральное агентство по рыболовству.
Федеральное агентство по сельскому хозяйству
Упразднено Указом Президента Российской Федерации от 3 октября 2005 г. № 1158.
Федеральная служба по надзору в сфере связи
Указом Президента Российской Федерации от 12 марта 2007 г. № 320 Федеральная служба по надзору в сфере связи и Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия преобразованы в Федеральную службу по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия.
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 Министерство Российской Федерации по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу.
Федеральная служба страхового надзора
Указом Президента Российской Федерации от 4 марта 2011 г. № 270 Федеральная служба страхового надзора присоединена к Федеральной службе по финансовым рынкам.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
Упразднена Указом Президента Российской Федерации от 2 февраля 2016 г. № 41 с распределением функций между Федеральным казначейством, Федеральной налоговой службой и Федеральной таможенной службой.
Федеральная служба по финансовому мониторингу
Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу преобразован в Федеральную службу по финансовому мониторингу.